Теоретические аспекты развития гармонического слуха средствами музыкально-дидактической игры у обучающихся подготовительного класса ДШИ

В статье раскрываются теоретические основы развития гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио. Средством достижения цели становятся музыкально-дидактический материал, применяемый преподавателем в образовательном процессе. Приводятся примеры различных музыкально-дидактических игр, предлагаемых в ряде методических пособий.

На современном этапе развития общества всё более осознаётся важность гуманитарной сферы образования, провозглашается приоритет культурных ценностей, ориентация на духовно-нравственное развитие личности, эмоционально-творческое отношение к миру.

Музыка как вид искусства обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, который, являясь формой эстетического освоения бытия, отражает в звуковых образах многообразие жизненных явлений и таким образом способствует художественному познанию мира. Поэтому одной из ключевых задач школ искусств является формирование у каждого ребёнка в этой области человеческой культуры умения накапливать музыкальный опыт путём активного слушания и творческого его применения.

Музыкальная деятельность отличается особой спецификой и предполагает наличие целого ряда качеств, необходимых для её осуществления: природных музыкальных задатков, эмоциональной чуткости и восприимчивости, развитой психомоторной сферы и прочее. По мнению большинства музыкантов-педагогов, успешность музыкальной деятельности во многом зависит от наличия музыкального слуха у обучающихся, поэтому изучению данного феномена уделяется пристальное внимание в научной психолого-педагогической и музыковедческой литературе.

Задача формирования музыкального слуха у обучающихся подготовительного класса решается в ДШИ в рамках учебного предмета сольфеджио. Педагогами-практиками разработан обширный теоретический и учебно-методический материал, содержащий самые разнообразные методы и приёмы развития музыкального слуха: через восприятие музыки, в процессе игры, пластических движений, пения, творческой деятельности (Л.М. Абелян, Н.Д. Баева, П.Ф. Вейс, Е.В. Давыдова, И.Е. Домогацкая, В.В. Кирюшин, 3. Кодаи, Ж.Л. Металлиди, К. Орф, Т.Л. Стоклицкая, Л.М. Третьякова, Г.И. Шатковский и др.).

Одним из видов музыкального слуха в его проявлении по отношению к созвучиям, комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании является гармонический слух. Проблеме развития гармонического слуха посвящены труды многих ученых. Г.В. Ананченко, В.К. Белобородова, Г.С. Ригина, Н.М. Черноиваненко рассматривают развитие гармонического слуха как необходимое условие полноценного восприятия музыки; Л.Л. Бочкарев, Е.В. Давыдова, С.М. Майкапар, Н.А. Римский-Корсаков как условие успешного осуществления музыкальной деятельности; В.В. Кирюшин, С.М. Мальцев, Г.И. Шатковский — как средство интенсивного развития творческих способностей; Г.В. Ананченко, В.В. Кирюшин, Е.Д. Критская, А.Н. Мясоедов, Т.Н. Науменко рассматривают развитие гармонического    слуха    на    основе   образного    восприятия    музыки,    выработки ассоциативных связей элементов музыкальной речи с внемузыкальными явлениями.

Объективно существует необходимость развития гармонического слуха с самого начала обучения музыке, так как уже с первых занятий обучающимся приходится воспринимать многоголосную музыку, а это требует устойчивых музыкально-слуховых представлений,   понимания  строения  музыкальной  ткани,  слышания  соотношения музыкальной   фактуры.   Это   значит,  что  развитие   гармонического   слуха  должно проходить через восприятие индивидуальных и характерных свойств созвучий, и на основе   воспринятых   и   запечатлённых   в   памяти   музыкальных   явлений   должна формироваться способность внутренне их представлять и оперировать ими.

Центральное место в системе развития гармонического слуха занимает слуховой анализ. Он является продуктом мышления, а значит, каждое музыкальное явление должно быть не просто услышано, но и осознано. Любому слуховому представлению должна быть дана определённая понятийная характеристика, выраженная в словесной форме, и только тогда звуковой поток для ученика не окажется чем-то непонятным и сложным. Если ребёнок, воспринимает музыку эмоционально-образно, понимает основы строения многоголосной музыкальной ткани и способен объяснить свои музыкально-слуховые представления, оперируя теоретическими понятиями, то он обладает достаточно развитым гармоническим слухом.

Эффективным средством развития гармонического слуха у обучающихся подготовительного класса может быть музыкально-дидактическая игра. Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления обучающихся о средствах музыкальной выразительности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте. Этот материал обогащает школьников новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию и различению созвучий. Педагогическая ценность музыкально-дидактического материала в том, что он открывает перед ребёнком путь применения полученных знаний в практике.

Музыкально-дидактические игры разрабатываются в соответствии с основным дидактическим принципом — принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно-образное мышление детей. Э.П. Костина считает, что созданию простых навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр:

  • На   первом   этапе   игры   происходит   первоначальное знакомство   с   ее зрительными образами.
  • На втором этапе дети знакомятся с содержанием, правилами игры. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений необходимых для игры.
  • На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных навыков и умений в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под руководством педагога.
  • На четвертом этапе дети самостоятельно используют настольные музыкально-дидактические игры.

Учитывая, что одной из основных задач музыкального обучения детей является развитие у них музыкальных способностей, можно разделить музыкально-дидактические игры и наглядные пособия по группам: для развития ладогармонического чувства, развития музыкально-слуховых представлений и развития чувства ритма. Среди них весомую роль играют игры, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей.

Для развития гармонического слуха может быть использовано в процессе обучения пособие «Лесенка», разработанное Л.Н. Комиссаровой. С его помощью дети учатся различать высоту звуков, направление движения мелодии вверх и вниз, чисто интонировать ступени и их сочетания.

    

Игровые наглядные упражнения, имеющие простую, доступную для младшего школьного возраста форму разработал Г.А. Струве. В этих упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный. В качестве зрительного ряда применяется «пение по руке» (рука изображает нотный стан). Вначале педагог вводит подготовительные упражнения в объеме первых пяти ступеней. «Нотным станом» при этом служит левая рука поющего, а указательный палец правой руки показывает местонахождение звуков. Такие упражнения включают самые различные сочетания ступеней как в мелодическом, так и гармоническом виде.

Автор предлагает и другие музыкальные игры с детьми, цель которых — развитие музыкального слуха (интонационного, гармонического). Такой является музыкальная игра в «дирижера» и «живые ноты». Класс делится сначала на три, а затем на четыре группы («ноты»). Дирижер (один из ребят) руководит нотами, давая рукой знаки каждой группе. От дирижера зависит, как петь «нотам» — поочередно или одновременно. Эта игра способствует развитию не только чистоты интонирования (проводится упражнение без сопровождения инструмента), но и развивает умение выстраивать гармоническую вертикаль.

Развитию гармонического слуха у младших школьников способствуют игры «Живое фортепиано» и «Музыкальная команда». В игре «Живое фортепиано» дети делятся на несколько групп, и каждая из них запоминает звучание определенной ноты. Преподаватель или избранный ученик показывает руками («нажимает на клавиши»), когда вступать группам. Дети в ответ поют различные созвучия в виде интервалов и трезвучий.-№4

Примерами наглядных пособий по развитию у школьников гармонического слуха могут служить: болгарская «Столбица» с изображением пространственно-высотных соотношений ступеней лада; нарисованная клавиатура фортепиано для выполнения заданий различного типа.

Интерес вызывает музыкально-дидактическое пособие И.Е. Домогацкой «Музыкальный альбом в картинках», который состоит из ряда сигнальных картинок-иллюстраций. Сигнальная картинка — это принцип подачи учебного материала, импульс к действию. Весь наглядный материал пособия базируется на знаниях детей об окружающих явлениях. Сказка и фантастика, образы природы и животных, отраженные в картинках способствуют полному развитию музыкальных способностей обучающихся. Благодаря доступному наглядному материалу каждый ученик легко устанавливает связь между различными предметами и явлениями, между видимым и слышимым, активно воспринимает звучащий мир. Пособие побуждает каждого обучающегося к активным умственным действиям.

Музыкально-дидактическое пособие И.Е. Домогацкой можно условно разделить на несколько разделов. Задания пятого раздела направлены на развитие мелодического и гармонического слуха с помощью ручных знаков и звуков-символов. Работа над мотивами предваряется небольшим рассказом по картинке, подводя ребенка к естественному «озвучиванию» изображения.

Большой интерес представляет музыкально-дидактическое пособие – иллюстрированный, игровой материал — «Азартное сольфеджио»,  разработанное Т.Ю.Камаевой и А.Ф.Камаевым. Его отличительной чертой является системное изложение игровых методик на уроках музыки. Пособие содержит иллюстративно-разрезной материал, с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля теоретических знаний обучающихся и выполнения ими творческих заданий.

Содержание курса разбито на три раздела: «Ритм и метр», «Теория музыки», «Основы аккомпанемента». Третий раздел посвящен формам практической работы, которые направлены на развитие навыков подбора аккомпанемента к мелодии. Данная форма работы служит более эффективному развитию гармонического слуха у обучающихся младших классов на уроке сольфеджио. Пособие представлено двумя тетрадями: в первой содержатся методические комментарии и описание обучающих игр. Вторая часть представляет собой иллюстративно-разрезной материал, который используется на уроке. Задания дифференцированы по уровню сложности. Это позволяет индивидуализировать обучение детей даже в рамках одного класса и предлагать каждому обучающемуся те игровые формы работы, которые соответствуют его уровню развития.

Игровую деятельность на уроках для развития гармонического слуха широко использует Н.Г. Игнатьева. Разработанная ею технология «Музыкально-звуковая угадайка» в виде музыкального лото и домино позволяет ученикам не только активно сотрудничать, но и состязаться друг с другом в угадывании созвучий. Ее можно вводить и в тренировочную работу в классе и в содержание контрольных работ на уроках.

Итак, на уроках сольфеджио в школе искусств необходимо использовать различные формы музыкально-дидактических игр, что помогает сделать занятия более насыщенными, увлекательными и разнообразными. Игровой принцип подачи учебного материала включает обучающихся в активный процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект, дети раскрепощаются, забывают об «официальности» занятия.

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они способствуют реализации поставленных учебных задач по развитию у обучающихся подготовительного класса музыкального слуха в целом, и гармонического слуха в частности.

Список использованной литературы:

  1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Методика музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева; под общей ред. М.И. Ройтерштейна. — М.: Музыка, 2006.
  2. Ананченко, Г.В. Теоретические основы формирования гармонического слуха младших школьников на уроках музыки: Монография [Текст] / Г.В. Ананченко. — Витебск, 2000.
  3. Домагацкая, И.И. Музыкальный альбом в картинках [Текст] / И.И. Домагацкая. — М.: Классика XXI в., 2001.
  4. Камаев, А.Ф., Камаева, Е.Ю. Азартное сольфеджио [Текст] / А.Ф. Камаев, Е.Ю. Камаева. — М.: ВЛАДОС, 2004.
  5. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого му­зицирования [Текст] / Г.И. Шатковский. — М.: Музыка, 1986.

Фамилия, имя, отчество автора: Казанцева Наталья Александровна

Образовательное учреждение (место работы): МБУ ДО ДШИ им. И.О. Дунаевского

Должность: ст.методист, преподаватель теоретических дисциплин

Населенный пункт, регион: г. Тарко-Сале, Ямало-Ненецкий автономный округ

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля