Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи (из опыта работы)

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка и его всестороннего развития. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, у них формируется характер и расширяется кругозор.

Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта — это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

В центре стандарта — требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых — сотрудничество с семьей.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных принципов:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государств.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

  • обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей в образовательном процессе.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи педагогов и родителей является:

  • ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД — более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов.
  • ФГОС стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей — открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия.

Поэтому, цель нашей работы — установление партнерских отношений участников педагогического процесса и приобщение родителей к жизни детского сада.

Задачи:

  • приобщить родителей к жизни детского сада;
  • объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;
  • предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями;
  • привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы;
  • вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей;
  • активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей;
  • создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

В работе с родителями используем как традиционные формы работы (беседы, консультации, родительские собрания), так и нетрадиционные (анкетирование, музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков, выставки семейного творчества, проведение тематических недель, экскурсий, конкурсов, проектов, «Дни открытых дверей»).

а) День открытых дверей

Недавно при проведении «Дня открытых дверей» родители присутствовали как при проведении непосредственно-образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов. Им было все интересно!

И очень приятно читать в книге отзывов благодарственные слова о своей работе, оставленные родителями.

б) Праздники и развлечения

Родители не просто зрители, они принимают участие в пошиве костюмов и изготовлении декораций и атрибутов, в обыгрывании ролей. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.

В нашем детском саду стало доброй традицией проведение таких праздничных мероприятий, как День Матери, День Отца, День Семьи, Любви и Верности.

А музыкально-литературная композиция «Семейный альбом» стала итогом большого проекта: «Мы вместе», проходившего в детском саду.

Дети и родители нашей группы № 6 «Подсолнушки»  тоже приняли активное участие  в этом проекте.

В течение трех месяцев дети совместно с родителями, воспитателями оформляли странички «Семейного альбома», где рассказывали о своих семьях, делились добрыми семейными традициями и мастерством своего рукоделия. Большой «Семейный альбом» стал центром праздника. Листая его страницы, которые носили такие названия, как «лучше мамы друга нет», «Нет на свете никого – лучше папы моего», «Главное в дедушке – дедушка он», «Папа, мама, ты и я – называемся семья» и другие, дети читали стихи и танцевали, посвящая свои номера папе и маме, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам.

в) Тематические недели

Каждый день посвящен конкретной теме. Родители являются активными участниками всей недели: оказывают большую помощь в подборе необходимой литературы и иллюстраций по темам.

г) Экскурсии

Наши родители становятся экскурсоводами: вместе с детьми и воспитателями проводятся совместные экскурсии в музей, библиотеку, школу, к историческим памятникам, по улицам нашего города. Такие экскурсии воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие.

д) Выставки

Выставки занимают особое место в жизни детского сада. Это выставки совместного творчества на разные направления как социально-личностного, художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и познавательно-речевого развития детей. Взрослые и дети очень любят проводить выставки, они объединяют интересы детей и взрослых. Темы  прошедших выставок: «Дары осени», «Подарки зимушки зимы», выставки детских рисунков совместно с родителями.

Взаимодействие с семьей в воспитании здорового ребенка в нашей работе — это изменение отношения родителей к здоровому образу жизни, вовлечение их в процесс оздоровления с помощью  участия в спортивных мероприятиях, праздниках, соревнованиях  с детьми: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Быть здоровыми хотим», «Мы ловкие, умелые, сильные и смелые», «Дни и недели здоровья», «Выше, дальше, быстрее», просмотр занятий, знакомство со здоровьесберегающими технологиями.

Проводятся беседы, консультации с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользы дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях. Также освещаем эти вопросы на родительских собраниях.

Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать  полноценных результатов, если нет поддержки со стороны родителей.

е) Конкурсы.

Выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции.

Родители нашей группы приняли активное участие в конкурсе на лучший дизайн прогулочного участка группы — «Детский сад моей мечты». Руками родителей были сделаны разнообразные подделки и игровое оборудование для детей: сказочные улитки, зебра, жираф, цветные попугаи, цветочные полянки. Благодаря большой помощи родителей мы заняли первое место в этом конкурсе. Все родители были отмечены почетными грамотами и благодарностями.

ж) Проекты 

Сейчас одной  из новых эффективных инновационных  технологий стал метод проектов. Он актуален  и очень эффективен.

Этот метод дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и  коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Хотелось бы представить несколько из реализованных проектов.

Проект средней продолжительности  на тему: «Зимующие птицы».

В этом проекте была большая помощь со стороны родителей:

  • изготовление кормушек, скворечника для птиц;
  • подбор наглядно-развивающих пособий;
  • кормление птиц с детьми и наблюдение за их повадками;
  • составление и оформление детских книг-самоделок о птицах;
  • фоторепортажи;
  • подбор книг для групповой библиотеки.

Самый интересный проект: «Вода — источник жизни».

Мы с ребятами решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была  сформирована  творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.

Помощь взрослых:

  • подобрали познавательную, научную литературу;
  • организовали книжную выставку: «Вода — источник жизни»;
  • помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о воде.

В подготовительной к школе группе был реализован проект: «Мой город, моя страна».

Итогом проекта стали:

  • презентация семейных проектов по теме: «И цветет мой дивный город как весенний сад»;
  • рассказ о самом красивом и любимом уголке нашего города, в котором они побывали совместно с родителями;
  • конкурс рисунков на тему: «Моя страна — Россия», «Мой город родной- Нефтегорск».

Таким образом, всей своей работой воспитателю необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Наша цель — вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. В достижении этой цели взаимодействие с семьей является одним из главных направлений в нашей работе. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

Фамилия, имя, отчество автора: Земскова Татьяна Ивановна

Образовательное учреждение (место работы): СП ГБОУ СОШ № 3 - детский сад «Сказка»

Должность: воспитатель

Населенный пункт, регион: г. Нефтегорск, Самарская область

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля