Развитие познавательных способностей с помощью инновационных форм работы

В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек — часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в согласии с природой, мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Дошкольный возраст — оптимальный вариант в развитии экологического сознания и культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка огромно. Практическая работа показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой. У ребенка появляется наблюдательность, внимание, способность к образному мышлению, развиваются его умственные способности, умение логически мыслить, прослеживать связи в природе, цепочки зависимости.

Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников стало в наше время одним из приоритетных направлений.

Современные дошкольники — пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, появляется осознанность действий, формируется способность понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.

Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Моя задача — создание условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка. Меня, как педагога-психолога, интересует не только воспитательное воздействие, но и развитие познавательной активности дошкольников.

Необходимым условием для развития познавательных способностей является познавательная активность ребенка, необходимо “подтолкнуть” его к знаниям. Для этого я использую разные методы и приемы, чтобы занятия отличались разнообразием, включали сюрпризные моменты, проходили в игровой форме.

Активно применяю в своей работе информационно коммуникационные технологии. С помощью ИКТ дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в игре, поэтому считаю, что данный материал благотворно влияет на развитие познавательных способностей дошкольников.

Специально для таких занятий разработала развивающие игры-презентации: «Большие и маленькие», «Дикие и домашние», «Круглый год». Они помогают в игровой форме преподнести необходимый материал для ребенка, развивая все психические процессы.

«Большие и маленькие»

Игра-кроссворд, где дети должны сначала называть детенышей домашних, а потом диких животных.

«Дикие и домашние»

Вариант № 1: Играющему требуется убрать изображения, которые не относятся к домашним животным.

Вариант № 2: Играющему требуется убрать изображения, которые не относятся к диким животным.

Вариант № 3: Играющему требуется убрать изображения, которые не относятся к северным животным.

Вариант № 4: Играющему требуется убрать изображения, которые не относятся к животным жарких стран.

В нашей  игре «Дикие и домашние животные» ребенку предстоит помочь зверям разойтись по домам так, чтобы дикие животные жили в лесу, а домашние — рядом с людьми, дома или на ферме. Необходимо определить, к какому типу относится то или иное животное, и с помощью мышки показать диких, домашних, северных и животных жарких стран.

«Круглый год»

Сначала детям предлагается отгадать загадки, связанные с временами года, после чего открываются картинки, по которым необходимо составить рассказ про лето, осень, зиму и весну.

Данные игры (презентации) можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и детей, посвященной изучению или закреплению полученных на занятии знаний. Также можно успешно применять их и на интегрированных занятиях по развитию речи для составления рассказов по картинке, придумыванию загадок, экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, как часть занятия по рисованию, аппликации.

Игра может проводиться как с группой, подгруппой воспитанников, так и индивидуально.

В процессе игры происходит развитие таких психических процессов, как внимание, мышление, воображение, память, восприятие и речь.

Для развития познавательных способностей вкладываю в мультимедийные игры такие задания, которые дают  возможность детям самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых  дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учу их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.

Таким образом, познавательные способности развиваются эффективней, если проводить целенаправленную и систематическую работу на доступном и понятном природосодержащем материале с применением инновационных технологий, одной из которых является ИКТ. Это подтверждают разработанные мною представленные игры экологического содержания.

Фамилия, имя, отчество автора: Шашерина Регина Владимировна

Образовательное учреждение (место работы): МБДОУ № 50

Должность: педагог-психолог

Населенный пункт, регион: г. Мурманск

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля