Социально-значимый проект «Юный патриот»

Проект направлен на разработку и апробацию эффективной модели единого воспитательно-образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в микросоциуме «Город — детский сад — семья — ребенок».
Проект адресован старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Паспорт проекта

Цель и задачи проекта

Цель: разработка и апробация эффективной модели единого воспитательно-образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в микросоциуме «Город — детский сад — семья — ребенок».

Задачи:

  • способствовать эффективному усвоению детьми знаний и представлений о своей стране, родном крае, культуре и традициям в соответствии со своими потенциальными возможностями для обеспечения равных стартовых возможностей при переходе к школьному обучению;
  • создать систему психолого-педагогического мониторинга уровня познавательного развития детей дошкольного возраста по тематическим блокам: «Родной город», «Родная природа», «Родная страна», «Родная культура»;
  • обеспечить условия для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиск форм и методов формирования гражданственности для детей старшего дошкольного возраста;
  • создать предметно-развивающую среду (зоны гражданско-патриотического воспитания) с учетом возрастных особенностей и возможностей детей;
  • сформировать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  • повысить профессиональную компетентность и активизировать творческий потенциал педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания; разработать содержание и апробировать новые формы взаимодействия с семьей по возрождению отечественных культурных традиций с целью оздоровления внутрисемейных отношений социокультурной стабилизации общества;
  • воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России средствами художественно эстетического воспитания: музыкальная, изобразительная и художественно-речевая деятельность;
  • прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — герба, Гимна, Флага.

Партнеры в реализации проекта:

  • Администрация г. Киселевска Управления образования;
  • Информационно-методический центр управления образования;
  • Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;
  • МОУ ПДО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка;
  • учреждения культуры и дополнительного образования детей: Центр детского и юношеского творчества туризма и краеведения;
    детская библиотека;
  • городской Совет ветеранов войны и тыла;
  • спонсоры, частные предприниматели.

Целевая группа проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители.

Механизм реализации проекта

  • организация и проведение открытых мероприятий;
  • осуществление мониторинга;
  • просветительская работа среди населения города (организация семинаров, клубов, консультационных пунктов для родителей);
  • распространение педагогического опыта работы,
  • публикации информации и содержательных статей в местной прессе, в региональных изданиях;
  • создание сайта в сети Интернет;
  • рекламные ролики по местному телевидению «Телерадио компания Киселевск»;
  • выпуск рекламных буклетов.

Сроки реализации проекта: 2016-2019 гг.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный — 2016-2017 гг.
  • Практический — 2017-2018 гг.
  • Аналитический — 2018-2019 гг.

Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта:

  • улучшение качества подготовленности дошкольников к школьному обучению в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
  • улучшение взаимопонимания между детьми и родителями (укрепление внутрисемейных связей);
  • уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
  • проведение фестивалей и конкурсов по гражданско-патриотической тематике;
  • повышение компетентности педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • создание банка данных уровня знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями, индивидуальных программ по гражданско- патриотическому воспитанию на основе мониторинга;
  • мотивация к развитию творческого потенциала всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность

Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить,
а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам,
основывая все преимущественно на привычке».
В.Г. Белинский

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
События последнего времени оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы».

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимость».

Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых.

В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачёв.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

Временный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское и патриотическое воспитание: «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (O.JI. Князевой, М.Д. Маханёвой), система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» (Н.В. Алёшиной), «Мой родной дом» (Т.Н. Оверчук), «Мы живём в России» (Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой).

Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении, а лишь освещают отдельные стороны гражданско-патриотического воспитания в конкретных видах деятельности. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Все представленные выше программы предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания, но, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Поэтому задача педагогов дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого материала детям, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольников и сделать занятие интересным и незабываемым. Педагогам приходится самостоятельно отбирать и систематизировать материал. Чтобы донести до детей определенные знания, умения и навыки, педагог сам должен владеть необходимым минимумом информации.

Анализ литературы и педагогического опыта показал необходимость создания единого воспитательно-образовательного пространства: дети — педагоги — родители — социум. Такое пространство моет быт создано может в рамках реализации проекта «Воспитание юного патриота России».

Наш проект — это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели — воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Педагоги должны учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начала патриотизма и первых чувств гражданственности) значит, связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

А для этого необходимо начинать работу с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в дошкольном учреждении должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Только сложив наши усилия вместе, мы сможет добиться успеха в столь нужном России деле — воспитании юных российских граждан, настоящих сыновей и дочерей единого Российского Отечества.

Цель проекта: создание модели единого воспитательно-образовательного пространства: дети — педагоги — родители — социум, направленного на эффективную комплексную работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Полагаем, что данная модель содружества — одна их самых актуальных в настоящее время. Ее центральная идея — возрождение патриотизма как основы для сплочения усилий семьи и педагогов образовательного учреждения, формирование единого социокультурного и образовательного пространства, развивающего личность ребенка и его потенциалы.

В рамках реализации цели поставлены следующие задачи:

  • способствовать эффективному усвоению детьми знаний и представлений о своей стране, родном крае, культуре и традициям в соответствии со своими потенциальными возможностями для обеспечения равных стартовых возможностей при переходе к школьному обучению;
  • создать систему психолого-педагогического мониторинга уровня познавательного развития детей дошкольного возраста по тематическим блокам: «Родной город», «Родная природа», «Родная страна», «Родная культура»;
  • обеспечить условия для углубленного изучения содержания гражданско-патриотического воспитания, поиск форм и методов формирования гражданственности для детей старшего дошкольного возраста;
  • создать предметно-развивающую среду (центры гражданско-патриотического воспитания) с учетом возрастных особенностей и возможностей детей;
  • сформировать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  • повысить профессиональную компетентность и активизировать творческий потенциал педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
  • разработать содержание и апробировать новые формы взаимодействия с семьей по возрождению отечественных культурных традиций с целью оздоровления внутрисемейных отношений, социокультурной стабилизации общества;
  • воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России средствами художественно-эстетического воспитания: музыкальная, изобразительная и художественно-речевая деятельность;
  • прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — герба, Гимна, Флага.

Решая задачи гражданско-патриотического воспитания, педагоги планируют свою работу в соответствии с конкретными местными условиями, условиями дошкольного учреждения, особенностями детей.

Партнеры проекта

Модель единого воспитательно-образовательного пространства, направлена на эффективную комплексную работу по гражданско- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и предполагает два уровня взаимодействия: внутренний и внешний.

Внутренний — активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, специалисты, родители, дети); создание партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации коллективных творческих мероприятий.

Внешний — взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива ДОУ с музеями, различными общественными организациями и социальными структурами. Такое взаимодействие, переходящее в сотрудничество, позволяет объединить усилия педагогов, семьи, общества, сформировать единое социокультурное и образовательное пространство для гармоничного развития ребенка.

Партнеры Содержание деятельности
Информационно-методический центр Управления образования Программно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение, профессиональная поддержка коллектива, оказание методической помощи, повышение профессиональной компетентности педагогов
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Научно-методическое обеспечение и оказание методической помощи, переподготовка педагогических кадров по вопросам гражданско-патриотического и правового воспитания детей дошкольного возраста
Учреждения культуры и дополнительного образования детей:

  • Центр творчества детей и подростков;
  • Центр детского и юношеского туризма и краеведения;
  • Гродской краеведческий музей;
  • Детская городская библиотека № 5;
  • МОУ СОШ № 28;
  • Многопрофильная гимназия № 1,
  • Музыкальная школа № 16;
  • Городской Совет ветеранов войны и тыла.
Участие и помощь в организации непрерывного дополнительного образования и воспитания субъектов воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов и родителей, обеспечивающих преемственность в работе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию интеллектуально-познавательных способностей.
Спонсоры, частные предприниматели Оказание помощи в создании условий для развития детей дошкольного возраста

Целевые группы проекта

Координатором развития единого социокультурного и образовательного пространства является Совет Учреждения — коллегиальный орган самоуправления, состав которого входят сотрудники ДОУ, родители (законные представители) от каждой из групп. Совет Учреждения определяет стратегию развития учреждения, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского сообщества в образовательном процессе ДОУ, города. Благодаря поддержке Совета Учреждения в ДОУ организуются и проводятся коллективные творческие мероприятия, в которые вовлекаются дети, родители, сотрудники и социокультурные и общественные организации.

Механизм реализации проекта

1 этап (2016-2017 гг.) — подготовительный — анализ проблемы, определение цели и задач проекта, основных направлений его реализации, определение мотивации участников проекта, формирование творческой группы.

2 этап (2017-2018 гг.) — практический — разработка и внедрение составляющих эффективной модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей при воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

3 этап (2018-2019 гг.) — аналитический — экспертная оценка результатов реализации проекта, коррекция содержания проекта.

Основное содержание проекта:

  • организация и проведение открытых мероприятий;
  • осуществление мониторинга;
  • просветительская работа среди населения города (организация семинаров, клубов, консультационных пунктов для родителей);
  • распространение педагогического опыта работы,
  • публикации информации и содержательных статей в местной прессе;
  • создание сайта в сети Интернет;
  • трансляция рекламных роликов по местному телевидению;
  • выпуск рекламных буклетов.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение

Законодательной базой проекта является:

  • Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2013 г.;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.;
  • Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г. № 32-Ф3 (с изменением от 22 августа 2004 г.);
  • Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года № 1 — ФКЗ;
  • Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года № 2 — ФКЗ;
  • Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года № 3 — ФКЗ;
  • Федеральный закон «О Знамени Победы» от 7 мая 2007 года № 68-ФЗ.

Кадровое обеспечение

В дошкольном учреждении трудится работоспособный творческий коллектив: старший воспитатель, 24 воспитателя, музыкальные руководители, хореограф, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог, преподаватель изобразительного искусства. 80% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.

Финансовое обеспечение

Финансовая поддержка дошкольного образовательного учреждения осуществляется в пределах бюджетного финансирования и штатного расписания, привлечения внебюджетных средств спонсорами, родителями, общественностью.

Информационно-методическое обеспечение

Педагогический кабинет оснащен современными программами и технологиями, научно-практической и методической литературой:

  • программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, Д.М. Маханева);
  • программа «Наследие» (М.Ю. Новицкая);
  • методическое сопровождение краеведения в ДОУ (Л.Н. Коротовских);
  • планирование работы по патриотическому воспитанию (Н.Ф. Андреев)
  • методическое пособие «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (М.Д. Маханева);
  • практическое пособие «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» (О.Н. Баранникова);
  • практическое пособие «Система работы по воспитанию чувств патриотизма» (Т.В. Иванова);
  • пособие «Мы живем в России» (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова);
  • занятия по патриотическому воспитанию (Л.А. Кондрыкинская);
  • занятия «Беседы о великих соотечественниках», И.А. Агапова, М.А. Давыдова;
  • занятия «Дошкольникам о защитниках Отечества» (Л.А. Кондрыкинская);
  • «Дошкольнику — об истории и культуре России» (Г.Н. Данилина);
  • «Люби и знай родной край» (Н.Н. Липнягова, Т.В. Лусихина);
  • «Растения и животные России» (Л.Б. Дерягина);
  • «Моя Родина — Россия» (Л.Б. Дерягина);
  • художественная и энциклопедическая детская литература.
  • оснащение образовательного процесса наглядно-методическим материалом:

— «9 Мая»;
— «С Днем Победы!»;
— видеоматериалы и слайды;
— фотоальбом «Киселевск — прошлое и настоящее;
— серии картин «Вооруженные силы — защитники Отечества» и др.

Организационное обеспечение:

  • оформление пакета методических материалов по диагностике, определению критерий оценки личностного роста, деятельности и творческого потенциала педагогов;
  • деловые и творческие связи МОУ ПДО, «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка, КРИПК и ПРО г. Кемерово, информационно-методическим центром Киселевского городского округа;
  • разработка конспектов интегрированных занятий, методических пособий и дидактического материала для реализации программы по патриотическому воспитанию;
  • разработка проведения совместной познавательно-игровой деятельности (совестная деятельность педагога и детей, совместная деятельность детей со сверстниками, совместные игровые мероприятия детей и родителей);
  • участие в акции «Милосердие»;
  • проведение комплекса мероприятий по патриотической тематике — создание музейных экспозиций, проведение месячников «Защитник Отечества», реализация образовательных проектов: «Семейный альбом», «Древо моей семьи»;
  • привлечение городского Совета ветеранов войны, тыла и вооруженных сил при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Мотивационно-стимулирующее обеспечение:

  • мотивационная деятельность по стимулированию педагогов на осуществление инноваций;
  • участие во всероссийских, областных и городских конкурсах и фестивалях;
  • публикация авторских проектов по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • участие в научно-практических педагогических конференциях;
  • освещение опыта работы образовательного учреждения в средствах массовой информации;
  • видеорепортажи о городе, природе родного края.

Материально-техническое обеспечение

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в группах. Основное направление работы в старшей группе — краеведение. В группах оформлены уголки патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России, имеются панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага.

  1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Герб детского сада».
  2. Родной город Киселевск — иллюстрации, фото материалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Архитектура», «Спорт», подбор стихи о городе, карта города, символика (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурное сооружение города).
  3. Мой край — символика Кемеровской области, карта Кемеровской области, материал, знакомивший детей со славным народом и достижениями Кемеровской области (города, области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство Кемеровской области).
  4. Родная страна — карта России, главные достопримечательности городов, чем знамениты; природные зоны, народы, населяющие страну (промышленность и сельское хозяйство, народы, населяющие страну, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т.п.)
  5. Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки-славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Памятники воинской славы», «Российская Армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты: древняя крепость, военная техника и т.д.
  6. Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуляния», «Народный календарь, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты (крестьянская изба, комната-горница), дидактические игры по теме.
  7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
  8. Великие соотечественники-портреты, художественная литература, рассказывающая о наших великих соотечественниках, прославивших
    Россию.
  9. Наша планета Земля — глобус, детская картина мира, художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

Материалы меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков. В ДОУ организуются мини-музеи и сменные экспозиции «Боевая слава и доблесть России», «Народный костюм» и т.д. В музее достаточно успешно проходят тематические занятия по разным образовательным дисциплинам. Целью работы мини-музея является: координирование работы по формированию основ гражданско-патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива, родителей и социума.

С учетом цели поставлены и реализуются задачи:

  • организовать развивающую среду ДОУ для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом, родным краем;
  • формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом своей Родины, родного города и детского сада;
  • пропагандировать работу музея ДОУ среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность;
  • разработать мини-проекты и подготовить их к презентации.

Сроки и этапы реализации проекта: сентябрь 2016 г. — май 2019 г.

Календарный план работы по обозначенным направлениям проекта

Наименование мероприятия Дата проведения Краткое описание мероприятия Участники Ответственные
1 этап — подготовительный
1. Создание творческой группы ДОУ по
направлению работы патриотическому
воспитанию
2016 г. 1. Разработка проекта «Воспитание юного патриота России»:

  • анализ проблемы и ресурсов;
  • определение цели и задач;
  • определение основных направлений реализации;
  • определение ожидаемых результатов
Заведующая,
старший воспитатель, Совет
учреждения
Заведующая
2. Определение мотивации участников образовательного процесса 2016 г. 1. Привлечение педагогов к творческому педагогическому поиску

  • анкетирование педагогов;
  • анкетирование родителей;
  • беседы с детьми;
  • наблюдения;
  • перестройка мышления педагогов на пополнения багажа теоретических знаний в области нравственно-патриотического и гражданского воспитания, музейной педагогики, педагогических программ и технологий и т.д.
Воспитатели,
специалисты,
родители
Старший воспитатель
3. Систематизация деятельности «Служба мониторинга ДОУ»
2016-2017 гг. 1. Педагогическая диагностика:

  • уровень освоения образовательной программы по разделу гражданско-патриотическому воспитанию и образованию;
  • создание индивидуального образовательного маршрута для детей и банка данных;
  • определить критерии уровня ЗУН детей старшего дошкольного возраста
Воспитатели
Старший воспитатель
4. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по гражданско-патриотическому
воспитанию детей
2016- 2017 гг. 1. Анализ современных достижений педагогической науки и практики, инновационных методик, технологий и программ по гражданско-патриотическому воспитанию.

2. Разработка авторской образовательной программы «Я патриот России» в системе воспитательно-образовательного процесса.

3. Разработка тематического планирования работы секций и кружков.

Творческая группа, воспитатели, старший воспитатель Старший воспитатель
5. Организация взаимодействия с родителями воспитанников 2016-2017 гг. 1. Социологический опрос родителей по вопросу патриотизма.

2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей.

3. Мотивация родителей к взаимодействию с работниками ДОУ.

4. Поиск оптимальных активных форм работы с родителями, корректировка планов.

5. Анализ потребности в услугах ДОУ родителей детей, не посещающих ДОУ.

6. Разработка программы с родителями по данному направлению.

Воспитатели,
педагог-психолог,
творческая группа,
специалисты ЦДО
Заведующая, старший воспитатель
6. Создание условий в ДОУ 2016-2017 гг. 1. Анализ существующего состояния материально- технических ресурсов ДОУ.

2. Поиск дополнительных ресурсов и партнеров проекта.

3. Создание предметно- развивающей среды в ДОУ:

  • создание в группах уголков по социально-нравственному воспитанию, ориентированных на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город);
  • создание уголков патриотического воспитания, содержащих материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой;
  • оборудование комнаты русского быта (крестьянская изба, горница);
  • организация мини-музея и сменные экспозиции «Боевая слава и доблесть России», «Игрушки наших предков», «Народный костюм» и др.

4. Организация смотров и конкурсов в ДОУ по организации предметно- развивающей среды по патриотическому воспитанию

Заместитель заведующей по АХЧ,
заведующая,
старший воспитатель,
специалисты
Заведующая, старший воспитатель
2 этап — практический
1. Система непрерывного дополнительного образования 2017-2018 гг. 1. Реализация парциальных программ «Наследие», «Я человек» в системе воспитательно-образовательного процесса:

  • интегрированные и игровые занятия;
  • беседы;
  • тренинги;
  • игровые и проблемные ситуации;
  • игры, развлечения;
  • дни творчества;
  • гала-концерты;
  • конкурсы детского творчества.

2. Организация сюжетно-ролевой игры по патриотическому воспитанию «Зарница» с привлечением (студентов физкультурного колледжа).

3. Организация кружковой работы:

  • кружок «Танцевальная мозайка»;
  • изостудия «Цветик-семицветик»;
  • кружок «Эрудит»
  • секция «Ритмишка»;
  • Кружок «Юный эколог».

4. Посещение культурно-досуговых мероприятий.

5. Организация преемственной связи со школой № 28.

6. Оптимизация деятельности «Службы мониторинга» для осуществления индивидуально-ориентированного подхода к ребенку:

  • мониторинг готовности дошкольника к школьному обучению;
  • мониторинг социального статуса семьи.

7. Разработка индивидуальных программ работы с одаренными детьми.

8. Совершенствование банка данных состояния патриотического воспитания.

Старший воспитатель, воспитатели,
специалисты,
педагог-
психолог,
хореограф,
детская
библиотека,
ЦДО,
родители,
музыкальный руководитель,
творческая группа 
Заведующая, старший воспитатель
2. Создание эффективной модели взаимодействия работников ДОУ и родителей 2017-2018 гг. 1. Организация работы семейных клубов: «Мама, папа и я — спортивная семья», «Родной город».

2. Организация совместных мероприятий, педагогов, детей и родителей:

  • выставки «Осенние фантазии»;
  • конкурс «Зимняя сказка»;
  • смотр «На лучшую поделку из бросового материала «Обыкновенное чудо».

3. Организация работы «Творческая гостиная» (для педагогов и родителей, в т.ч. детей, не посещающих ДОУ):

  • лектории;
  • семинары-практикумы;
  • тренинги;
  • консультации;
  • «деловые игры»;
  • занятия;
  • развивающие игры.

4. Организация консультативного пункта: преподаватель изобразительного искусства, хореограф, эколог

5. Открытие семейных групп на базе ДОУ.

6. Создание центра игротеки (оказание помощи семье в воспитании и образовании).

7. Организация выездных экскурсий в краеведческий музей, культурный центр.

8. Создание своих родословных, оформление альбомов «Моя семья», «Мои предки», «Традиции нашей семьи».

9. Проведение совместных праздников.

10. Организация фотовыставок «Мой город, в котором я живу».

11. Организация консультативного пункта для родителей не посещающих ДОУ:

  • организация психолого- педагогической помощи родителям и детям 5-6 лет, не посещающих ДОУ, на основе интеграции деятельности всех специалистов;
  • оказание содействия в социализации детей, не посещающих детский сад.

Инструктор
по физическому воситанию,
специалисты ЦДО,
родители,
воспитатели

Заведующая,
старший воспитатель
3. Формирование педагогической компетентности инновационного развития 2016-2019 гг. 1. Создание профессионального клуба «Я творец» по патриотическому воспитанию с привлечением педагогов дошкольных учреждений города.

2. Привлечение педагогов к творческому педагогическому поиску, созданию и реализации авторских программ, реализации инновационных форм
образовательного процесса.

3. Обеспечение социальной стабильности:

  • ежемесячные денежные выплаты
    стимулирующего характера;
  • профессиональная поддержка;
  • санаторно-курортное лечение.

4. Разработка творческих проектов и реализация обучающих программ и технологий.

5. Профессиональный и личностный рост педагогов:

  • участие в выставках и смотрах;
  • курсовая переподготовка педагогических работников.
Заведующая,
педагоги,
старший воспитатель,
председатель
профкома,
проектный
совет
Заведующая,
старший воспитатель
4. Создание условий, способствующих воспитательно-образовательного процесса 2017-2018 гг. 1. Организация и оснащение современным оборудованием и дидактическим материалом: создание банка развивающих игр и упражнений для детей и педагогов.

2. Формирование библиотеки энциклопедической познавательной литературы для детей, педагогов родителей; создание мини-музея.

Специалисты,
воспитатели
Заведующая,
старший воспитатель
3 этап — аналитический
1. Экспертная оценка результатов реализации проекта 2018-2019 гг. 1. Экспертиза и анализ результативной деятельности коллектива ДОУ по направлениям проекта со стороны:

  • администрации ДОУ;
  • творческой группы;
  • управления образования; родительской общественности.

2. Выступление с пропагандой опыта работы в средствах массовой информации.

3. Подготовка проекта к печати.

4. Подготовка материала на сайт ДОУ.

Администрация ДОУ; заведующая,
творческая
группа, старший воспитатель
Заведующая,
старший воспитатель
2. Коррекция проекта 2018-2019 гг. 1. Коррекция деятельности ДОУ по реализации проекта, прогнозирование его дальнейшего развития. Совет
учреждения 
Заведующая,
старший воспитатель

Ожидаемые результаты:

  • улучшение качества подготовленности дошкольников к школьному обучению в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
  • улучшение взаимопонимания между детьми и родителями (укрепление внутрисемейных связей);
  • уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
  • проведение фестивалей и конкурсов по гражданско-патриотической тематике;
  • повышение компетентности педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • создание банка данных уровня знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями, индивидуальных программ по гражданско-патриотическому воспитанию на основе мониторинга;
  • мотивация к развитию творческого потенциала всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Оценка результатов

Эффективность реализации проекта «Воспитание юного патриота России» осуществляется по двум направлениям:

  • уровень знаний и представлений дошкольников о государственной символике России, о родном крае, природе, стране, культуре;
  • уровень основной направленности инновационного развития.

Для определения уровня знаний и представлений дошкольников используются психологические методики и тесты:

  • проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение благополучия ребенка);
  • метод тестов с целью диагностического внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений;
  • исследования отношения ребенка к ряду типичных для него жизненных ситуаций и др.;
  • методы анкетирования, беседы с родителями с целью изучения микроклимата, отношения к программе по гражданско-патриотическому воспитании.

Показателями уровня инновационного развития педагогов являются:

1. Изменение личности и деятельности педагогов:

  • качество творческой деятельности в разработке и реализации обучающих программ и технологий;
  • изменения содержания и форм образовательного процесса;
  • личностный рост педагогов.

Индикаторы — степень вовлеченности педагогов в инновационный процесс, повышение уровня профессионального интереса и творческой активности.

2. Изменение отношений родителей к деятельности и развитию личности своего ребенка.

Индикаторы — степень участия в совместных с детьми мероприятиях, в жизни дошкольного учреждения.

3. Изменение предметно-развивающей среды.

Индикаторы — экспертная оценка смотров-конкурсов в ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию.

4. Участие в выставках, фестивалях, конкурсах Индикаторы — экспертные оценки.

Продуктами деятельности педагогов являются:

  • создание педагогических условий, направленных на формирование нравственных качеств личности дошкольника;
  • участие педагогов в городских и областных, всероссийских конкурсах.

Реализация всех этапов проекта позволит отметить нам положительную динамику показателей когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой сфер гражданственности.

Это будет свидетельствовать

  • о том, что у детей формируется устойчивый интерес к прошлому и настоящему своей Родины, объектам русской культуры, к различным объектам иных национальных культур, стремление к их познанию, к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и прав других людей;
  • о проявлении положительных эмоций от участия в публичных выступлениях, праздниках, о стремлении к справедливым взаимоотношениям в разных видах деятельности;
  • о росте показателей у детей поведенческой сферы становления гражданственности, связанного с активным использованием имеющейся информации в разных видах продуктивной, коммуникативной и творческой деятельности;
  • о личностных проявлениях детей: чувство собственного достоинства, позитивной национальной идентификации, гордости за достижение своей национальной культуры;
  • о повышении уровня профессиональной подготовки педагогов, изменении их отношения к гражданскому воспитанию: более осознанное понимание педагогического процесса, направленного на становление гражданственности дошкольников;
  • об изменении отношения родителей к решению задач гражданского воспитания в детском саду: проявление устойчивого интереса к содержанию и технологиям воспитательной работы, раскрепощенность и инициативность в воспитании своих детей.

В качестве основных критериев оценки результатов деятельности нами будут использованы:

  • осознанность, системность знаний; свободное владение материалом, как педагогами, так и детьми;
  • устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений;
  • стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности педагогического коллектива, которые нуждаются в изменении приведени в соответствие с современными требованиями.

Реализация проекта позволит продолжить работу по гражданско-патриотическомуу воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста не только в дошкольном учреждении, но и на региональном уровне.

Инновационный проект может быть рекомендован педагогам, страшим воспитателям, уделяющим большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы

  1. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: учеб. пособие / О.Н Баранникова. — М.: Аркти, 2007. — 25 с.
  2. Деменьтьева, И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий: социологические исследования / И.Ф. Деменьтьева. — М.: 2003. — 10 с.
  3. Завьялова, Ю.Ю. Служить Отчизне: список литературы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи / Ю.Ю. Завьялова. — Петрозаводск: ДЮБ РК, 2005. — 15 с.
  4. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., доп. / А.И. Захаров. — М.: Просвещение, 1993. — 38 с.
  5. Ильина, Т.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.институтов / Т.А. Ильина. — М.: Просвещение, 1968. — 205 с.
  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». — М.: 2001. — 56 с.
  7. Ковылева, М.В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М.В. Ковылева. — Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
  8. Козлов, С.М. Что станет со школой? // РФ сегодня. — 2005. — № 21.
  9. Козлова, С.А. Я — человек: программа приобщения ребенка к социальному миру. — М.: Владос, 2001. — 94 с.
  10. Конжиев, Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2000.
  11. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 2001.
  12. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. — М.: Просвещение, 1988.
  13. Маханева, Н.Д. Нравственно-патриотическое воспитание. — М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

Фамилия, имя, отчество автора: Чурина Оксана Ивановна, Волкова Елена Ильинична

Образовательное учреждение (место работы): МДОУ детский сад № 13

Должность: воспитатели

Населенный пункт, регион: г. Киселевск, Кемеровская область

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля