Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ (статья)

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития детского экспериментирования в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дошкольное образование, экспериментирование, исследовательская деятельность дошкольников.

В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу со временем, отличающиеся своей мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, а также могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Успешное формирование данных качеств во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.

На сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования. Все больше внимания уделяется игровой деятельности как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Однако опытно-экспериментальная деятельность наряду с игровой может влиять на развитие личности ребёнка. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Но это в идеале. Зачастую педагоги очень мало времени отводят на детское экспериментирование. А ведь обучив однажды ребенка вести опытно-экспериментальную деятельность, педагог заложит у ребенка способ взаимодействия его с окружающей действительностью, таким образом обеспечив становление мировидения ребенка и его личностный рост.

Что же такое детское экспериментирование? По сути — это правильно организованная активная деятельность; дети становятся ее субъектами, а значит, носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», т.е. это источник осознанной, целенаправленной активности. В данном виде деятельности ребёнку представляется  возможность саморазвития, самореализации и самоактуализации.

Развитие данного вида деятельности несет только положительные моменты. Исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольника. Она также отвечает современным требования Концепции модернизации российского образования.

Дети по своей природе — исследователи. Поэтому поисковая активность — естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды; исследует другие объекты.

Поисково-исследовательская активность выражается в потребности исследовать окружающий мир. Эта потребность заложена в детях  генетически и является одним из главных  и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и, как игровая деятельность, способствует развитию целостной личности.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое педагоги с удовольствием используют в своей работе, — это опыты. Они проводятся как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.  Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребёнок.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена растений перца и томата в специальные стаканчики, можно наблюдать  за их прорастанием: какое семя быстрее проросло и почему, какое влияние на развитие растения оказывает человек, зависит ли рост растений от погодных условий. Результаты наблюдений можно заносить в специально разработанный календарь и т.д.

Преимущество реального эксперимента в отличии от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения со стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введённое Н.Н. Поддъяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть  пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является её внутренней неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. Опасность такой «самостоятельности» в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы «Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что я хочу узнать? Что получится в результате?» Усвоение системы свободных понятий, приобретение  экспериментальных способов позволяет ребёнку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными  способами измерений, правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают продукт — постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребёнка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включится в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев: насколько пригоден найденный способ для достижения целей  эксперимента — решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия — таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определённым эталонам и образцам.

В заключении хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность детского экспериментирования.

Список использованной литературы

  1. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина — М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрас [Текст] / Л.С. Выготский, Л.М. Семенюк // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие. — М. — Воронеж, 2003. — 304 с.
  3. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3. — С. 12.
  4. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование [Текст] / И.Э. Куликовская,  Н.Н.  Совгир. — М: Педагогическое Общество России, 2003. — 80 с.
  5. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст] / Л.Н. Прохорова. — М.: Аркти, 2004. — 205 с.
  6. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. — СПб.: Питер, 2004. — 266 с.

Фамилия, имя, отчество автора: Васянова Екатерина Александровна

Образовательное учреждение (место работы): МБУ детский сад № 5 "Филиппок" г.о. Тольятти

Должность: воспитатель, учитель-дефектолог

Населенный пункт, регион: г. Тольятти, Самарская область

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля