Проект в подготовительной группе «Мой Север»

Сердце, согретое Ямалом

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы (Владимир Ганчёрко).

Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: средней продолжительности.

Сроки проведения: февраль — май 2016 г.

Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, социальные партнеры: Музей освоения Севера г. Губкинский, МБУ «Библиотечная Система Пурпе».

Методы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, просмотр презентаций и фильмов, игра.

Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».

Образовательная область: «Познание».

Интеграция: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.

Актуальность

На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного поселка Пурпе и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

  • к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории п. Пурпе, ЯНАО;
  • у 25% детей отмечается низкий уровень знаний истории п. Пурпе, о быте, традициях и культуре коренных народов Севера;
  • 45% родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения п. Пурпе из-за высокой занятости;
  • 37% родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;
  • 45% из опрошенных родителей не усматривают в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2012-2015 годы»

Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка происходит становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства — одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину — значит, знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение — социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе вышеизложенного была определена тема проекта: «Мой Север».

Цель проекта: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

  1. Развивать у детей положительное эмоционально-ценностное отношение к малой Родине.
  2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
  3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
  4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
  5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
  6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

  • Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
  • Принцип гуманизации — ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.
  • Принцип дифференциации — создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  • Принцип интегративности — сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

  • Наш поселок Пурпе.
  • Природа северного края.
  • Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
  • Сохраним наш край родной.

Основными формами работы являются:

  • родительские гостиные «Кочевая семья»;
  • выставки папок и газет «Мой Север»;
  • создание детских книг «Животные Севера»;
  • посещение «Музея освоения Севера» г. Губкинский;
  • посещение библиотеки п. Пурпе;
  • просмотр детских презентаций «Север»;
  • создание фонотеки фольклора народов Севера;
  • праздники «День оленевода», «Вороний день».

Материально-техническое обеспечение проекта

№ п/п Наличие специального помещения Дидактический материал
1 Музей освоения Севера г. Губкинский Экспонаты музея — предметы быта и культуры малых народов Севера:

  • люлька детская;
  • нарты деревянные (летний вариант и зимний);
  • пояс мужской кожанный с орнаментом из мамонтовой кости;
  • тем мужской повязки на кисы;
  • пояс женский плетенный из ниток;
  • пояс женский плетенный из бисера;
  • кукла в национальном платье;
  • нухуко (детские куколки из утиных и гусиных носиков);
  • платье национальное народов ханты, ненцы;
  • экспозиция чума;
  • рыба муксун;
  • сукно для пошива национальной одежды;
  • малица детская;
  • ягушка (нойпаны) женская;
  • кисы женские;
  • бурачки детские;
  • кошелёк плетенный из бисера;
  • сумочки (туча) женские;
  • аркан-тынзян мужской;
  • олени из носиков гуся (игрушки);
  • варав (из березовой стружки);
  • кациональная салфетка, тряпка;
  • тэнаку — национальные нитки из сухожилий оленя;
  • бубен шаманский;
  • накосники детские — ложные косы.
2 МБУ «Библиотечная система Пурпе»
  • книги о Севере;
  • книги о п. Пурпе;
  • книги о коренных жителях ЯНАО и Пуровского района;
  • изготовление национальной куклы из лоскутков ткани, ниток и ваты.
3 Музыкальный зал
  • аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера;
  • аудиозаписи песен о п. Пурпе, ЯНАО.
4 Физкультурный зал
  • пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.);
  • пособия для развития физических качеств детей.
5 Группа ДОУ
  • библиотека «Сказки народов Севера»;
  • кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый;
  • картотека «Подвижные игры народов Севера»;
  • картотека «Народная примета мы будем помнить это»;
  • картотека «Загадки, пословицы народов Севера»;
  • картотека предметных картинок;
  • фонотека: фольклор народов Севера;
  • уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством народов Севера;
  • сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», «Айога», «День оленевода»;
  • альбомы «Растительный и животный мир Севера».

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

1 этап — диагностический

  1. Диагностический срез знаний детей об истории п. Пурпе, быте, культуре и традициях коренных народов Севера.
  2. Анкетирование родителей (законных представителей) «Что ты знаешь о своем поселке?»
  3. Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

2 этап — проектно-организационный

  1. Разработка проекта по теме «Мой Север».
  2. Подбор методической литературы.
  3. Подборка дидактических пособий для реализации проекта.
  4. Разработка совместных планов с соцпартнерами.

3 этап — практический

Дата Мероприятия Участники мероприятий
Февраль
  • История п. Пурпе (экскурсия)
  • Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры
  • История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство
  • Рисование «Животные Севера»
  • Экскурсия в библиотеку п. Пурпе

Цель: развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).

  • Фотовыставка «Мой северный край»
  • Создание альбома «Животные Северного края»
  • Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера
Дети, родители (законные представители), воспитатель, социальные партнеры
Март
  • Экскурсия в «Музей освоения Севера» г. Губкинский

Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды.

  • Открытое занятие «Царство льда и холода»
  • Традиционная одежда народов Севера, жилище
  • Сюжетно-ролевая игра «Кочевая семья»
Дети, родители (законные представители), воспитатель, социальные партнеры
Апрель
  • Беседа с детьми «День оленевода»
  • Посещение праздника «День Оленевода» г. Тарко-Сале
  • Праздник народов ханты «Вороний день»
Дети, родители (законные представители), воспитатель, музыкальный руководитель
Май
  • Создание альбомов «Растительный и животный мир Севера»
  • Игровое упражнение «Голоса и движения»
Дети, родители (законные представители) воспитатель

Работа с детьми

  • знакомство детей с малочисленными народами севера;
  • театрализованная постановка по мотивам ненецких сказок;
  • аппликация женской национальной одежды ненцов «Ягушка»;
  • беседа с детьми о национальном жилище ненцев «Чум»;
  • посещение «Музея освоения Севера» в рамках проекта;
  • посещение «Библиотечной системы Пурпе»;
  • изготовление из природного материала подделки «Животные севера»;
  • интегрированное занятие «Мой северный край»;
  • чтение художественной литературы;
  • беседа с детьми после прочтения художественной литературы;
  • изобразительная деятельность «Орнаменты народов ненцы»;
  • подвижная игра народов неецы «Хэйро»;
  • коллективная работа «Север мой дом родной!»;
  • развлечение «Вороний день»;
  • сюжетно-ролевая игра «Ненецкая семья»;
  • постановка сказки «Кукушка».

4 этап — итоговый (обобщающий)

  1. Анализ результатов реализации проекта.
  2. Распространение полученного опыта.
  3. Презентация альбома семейного творчества «Кто на Севере живет?».

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

  • на 30% увеличится уровень знаний детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);
  • у 35% воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;
  • у 95% детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми);
  • 85% родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.

Список литературы:

  1. Бармич М.Я. Ебцотако тохолку (Малыш учится). — СПб.: Изд-во «Просвещение», Санкт-Петербургское отделение, 2000.
  2. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. — М.: Изд-во «Просвещение», 1982.
  3. Ботякова О.А. Традиционный костюм в культуре народов России.
  4. Вашуркина А.А. Коррекционно-развивающая программа «Ханико», 1 класс.
  5. Истомин И. Ненецкие сказки». — Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008.
  6. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы / Отв. ред. Л.Н. Добринский. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. — 240 с.
  7. Надым: общественный литературно-публицистический журнал. — 2005. — № 10.
  8. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР. — М: Изд-во «Просвещение», 1988.
  9. Полярные животные: научно-популярное издание для дошкольного возраста. Серия «Самая первая энциклопедия». — 2014.
  10. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса.
  11. Хомич Л.В. Ненцы: очерки традиционной культуры. — СПб., 1995.
  12. Ядне Н.Н. Я родом из тундры. — Тюмень, 1995.
  13. Ямальский меридиан: общественно-политический историко-культурный журнал. — 2013. — № 2/02.
  14. ЯНАО. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.

Фамилия, имя, отчество автора: Кондрашова Александра Анатольевна

Образовательное учреждение (место работы): МБОУ "СОШ № 1 им. Ярослава Василенко"

Должность: воспитатель

Населенный пункт, регион: п. Пурпе, ЯНАО

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля