Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений

Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Именно поэтому необходимо вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их.

С этой целью мы обустроили в группе «Островок примирения», где дети имеют возможность в ходе игр разрешить конфликтные ситуации, возникшие между ними. Также совместно с детьми разработали правила группы «Что можно делать, что нельзя»:

  • делись с товарищем;
  • играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее; 
  • помогай товарищу во всем;
  • не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно;
  • не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;
  • не завидуй — радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним;
  • если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку;
  • не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться;
  • не смейся над товарищем, если он попал в беду.

Вашему вниманию хочется представить примиряющие игры и упражнения, которые помогают враждующим ребятам разрешить конфликт между собой.

В своей работе я часто использую коммуникативные игры «Дружная пара», «Сапожки», «Дрозд», «Добрые слова», «Ласковая мама», «Птичий двор» и т.д. Эти игры обучают не только общению с партнером, но и развивают чувство принадлежности к группе. Например, в игре «Птичий двор» дети обучаются умению следить за игрой других. А в играх «Дружная пара», «Дрозд» дети учатся взаимодействовать в парах.

Играя в коммуникативные игры, замкнутые дети раскрепощаются, становятся общительнее, а конфликтные ребята становятся доброжелательнее. Например, в игре «Добрые слова» дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. При этом каждый ребенок чувствует свою принадлежность к группе.

Для обучения детей бесконфликтному общению использую также и дидактические игры: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Азбука настроений» и другие.

Дети очень любят выполнять мимические упражнения (например, изображают птиц в морозный день или воробья в лапах у кошки, выражают мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды), потому что именно в дошкольном возрасте они осваивают высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает понять переживания другого человека, «открыть» его для себя.

Обучение детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе проводится с помощью «Коврика мира».

Само наличие «Коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Этот  коврик мы сделали вместе с детьми. На него наклеили символы мира, и то, что нравится детям и настраивает их на позитивные эмоции. Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «Ков­рик мира» частью своей жизни.

Как только между детьми назревает конфликт, я стараюсь привести «магические» способности коврика в действие. Объясняю непослушной ребятне, что это за коврик; рассказываю, что он предназначен для примирения и выражения негативных эмоций, но подействует магическая сила коврика лишь в том случае, когда ребенок, встав на него, объямнит, что ему не нравится, что приводит в ярость, но сделает без слов — с помощью мимики, жестов и движений. Ну, и как после такого не расхохотаться и не помириться!

Когда дети при­выкли к этому ритуалу, они начали применять «Коврик мира» без моей помощи, и это очень важно, т.к. са­мостоятельное решение проблем и есть главная цель стратегии. «Коврик мира» придает детям внутреннюю уве­ренность и покой, в также помогает им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физичес­кой агрессии.

Подушечка «Мирилка» с аппликацией. Если дети не находят в чем-то согласия, «Мирилка» приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись». К подушечке Мирилке мы с ребятами составили книжку со стишками-мирилками. Дети могут самостоятельно выбрать стишки и помириться с их помощью.

«Коробочка для примирения». Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам отверстиями по размеру детской руки. Она помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

Кукла «Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произносят разные стихи-мирилки. Многие из них нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но стараются с ней поиграть.

Кроме того, предлагаю детям организовать те­атр, попросить их разыграть определенные ситуации, напри­мер, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако преж­де чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чув­ствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.

Подобные беседы помогают детям осознать, как важно по­быть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

Если в группе произошла ссора или драка, можно разобрать эту ситуацию, пригласив в гости на наш «Островок примирения» любимых извест­ных детям сказочных героев, например, Незнайку и Пон­чика. Ребята с помощью этих персонажей разыгрывают ссору, которая произошла в группе, а затем просят по­мирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Одни ребята говорят от имени Незнайки, другие — от имени Пончика. Дети сами выбирают, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи инте­ресы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретают умение вставать на позицию другого челове­ка, распознавать его чувства и переживания, учатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях и находить выход из сложившейся конфликтной ситуации.

Если дети поссорились, я предлагаю нарисовать «Рисунок злости». В рисунке дети должны выразить все, что им не нравиться друг в друге, все негативные эмоции, но при одном условии — все нарисованное должно быть очень преувеличено. После этого посмотрите вместе с детьми рисунки, посмейтесь и помиритесь.  

Еще один вариант: дети на  большом листе ватмана с помощью старых детских журналов делают большую аппликацию — хоровод своих любимых героев. При этом персонажей, вырезанных из журналов, дети должны приклеивать по очереди. Затем вместе с детьми рассматриваем получившуюся картинку и сочиняем интересный рассказ.

Когда дети ссорятся, очень часто прибегают к обзыванию обидными словами, за чем обычно следуют слезы, истерики, драки. Этого можно избежать с помощью игры «Обзывалки». По правилам игры, дети могут обзывать друг друга только специальными словами, к примеру, из книги о растениях: и вот как будет выглядеть ранее обидный процесс: «Ты фиалка!», «А ты подсолнух!» и т.п. Эти слова не обидят детей и помогут им выразить обиды при помощи интонации. А смешные слова побудят рассмеяться и забыть о ссоре.

Таким образом, когда ссора в самом разгаре и эмоции бьют через край, самое время вспомнить о том, как правильно выйти из щекотливой ситуации с минимальными потерями.

Фамилия, имя, отчество автора: Фахрутдинова Ольга Александровна

Образовательное учреждение (место работы): МБДОУ "Детский сад № 166"

Должность: воспитатель

Населенный пункт, регион: г. о. Самара

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля