Предметная неделя технологии в образовательной организации как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся

Как показывает практический опыт преподавания технологии, интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и обучающихся, способствует саморазвитию личности.

Предметные недели технологии в нашей гимназии представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединенных целью гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, формирования их творческой активности. Участие в предметной неделе мальчиков 5-6-х классов, в которых я преподаю технический труд, стало традицией.

Подготовка к предстоящей неделе технологии началась за три недели во избежание перегрузки школьников. С учениками состоялось предварительное обсуждение программы, чтобы выяснить, о чем они хотели бы узнать, какие интересные варианты проведения мероприятия они могли бы предложить, чем бы хотели заняться сами. В результате был составлен план мероприятий, включающий:  выставку рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус» и конкурс  смекалистых «Решение головоломок» — для параллели  5-х классов; конкурс «Знатоки пословиц и поговорок о труде» — для параллели  6-х классов. С целью повышения интереса обучающихся к предстоящей работе была организована выставка книг для внеклассного чтения и дополнительной литературы, необходимой для подготовки к викторинам, конкурсам. Руководство подготовительной работой заключалось в создании ситуации успеха, поощрения; в том, чтобы не заставлять и контролировать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать. Каждому из желающих принять участие в подготовке недели, было найдено занятие по душе, которое помогло ему лучше проявить и развить свои способности. Индивидуальные задания (подготовить плакат, подобрать пословицы-шутки, выполнить рисунок и т.д.) сочетались с групповыми  формами работы с применением ИКТ. Такие формы деятельности потребовали создания инициативных групп для совместного решения определённых задач:

  • Пользуясь сетью Интернет, создать базу поисковой информации для мероприятий предметной недели (например, с сайтов «Профессии в картинках для детей» «Время забав», «Пословицы и поговорки о труде»).
  • Организовать практикум «Шифровальщик ребусов», где ученики знакомились с правилами разгадывания ребусов, занимались продуктивной деятельностью с помощью генератора ребусов.
  • Создать презентации головоломок «Танграм» и «Фигура из спичек» для конкурса смекалистых.

Участникам группы предлагалось обсудить задачи, наметить пути их решения, реализовать их на практике и представить найденный совместный результат.

Таким образом,  вся подготовительная работа к предметной неделе приобрела характер активной созидательной деятельности для каждого учащегося; отношения с учителем перешли на уровень сотрудничества.

В рамках предметной недели все мероприятия были открытыми для посещения. Это дало возможность привлечь внимание всего коллектива обучающихся,  учителей, родителей  к изучению технологии, продемонстрировать им достижения в овладении предметом.

Интересной формой организации коллективной познавательной деятельности обучающихся 6-х классов стал конкурс «Знатоки пословиц и поговорок о труде». Конкурс создал условия для формирования у школьников интереса к профессиям, ориентации на моральные нормы в сфере труда; обеспечил эффективное достижение личностных и метапредметных результатов: повышение самооценки учеников, развитие навыков сотрудничества и кооперации с учителем и сверстниками, творческой активности, овладение широким спектром логических действий и операций.  В конкурсе приняло участие четыре команды. Компетентное жюри из учителей технологии городских школ  оценивало познавательные конкурсы: «Разминка», «Интерактивная игра-викторина «Пословица недаром молвится»,  «Публичная защита  домашней работы — презентации пословицы или поговорки о труде, спрятанной в ребус». Очень активны были болельщики. Для них состоялась отдельная игра «Отгадай профессию, спрятанную в ребус». Жюри отметило дипломами и грамотами заслуженные успехи членов команд.

Выставка рисунков обучающихся 5-х классов на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус» была направлена на подготовку детей к выбору будущих профессий и развитие интеллектуального, творческого потенциала личности. Желание и потребность учащихся в творческой деятельности достигалась благодаря предоставленной свободе самовыражения. Школьники отразили свои профессиональные предпочтения рисунками, дополненными стихами и загадками.  Все желающие могли полюбоваться работами пятиклассников и проголосовать за работу, которая им понравилась, Выполнение заданий оценивало компетентное жюри из педагогов гимназии. Окончательное решение принималось с учетом итогов детского голосования. На общей линейке  победителям конкурса были вручены грамоты.

Чтобы поддержать естественное желание учащихся узнать что-то новое и необычное, в 5-х классах  проводились уроки — конкурсы смекалистых под девизом «Мудрым никто не родился, а научился». Материалом уроков служили головоломки  «Танграм» и «Фигуры из спичек».

Цель: создание условий для формирования познавательной активности, развития интереса к творческому поиску, принятию нестандартных решений.

Головоломки явились для учеников увлекательным занятием.  С азартом они решали задачи разного уровня, проявляя быстроту реакции, находчивость.  Использование компьютера, проектора и мультимедийных презентаций увеличили объём информации на уроке, создали положительную эмоциональную атмосферу. Самые смекалистые были отмечены благодарственными письмами за отличную подготовку к конкурсу «Решение головоломок».

Таким образом, практический опыт предметной недели технологии доказал эффективность примененных проблемно — деятельностных технологий обучения во внеурочной деятельности для формирования над-  и метапредметных знаний, умений, навыков, обеспечивающих качество  процессов саморазвития, самопознания и самообучения на всю жизнь, для признания решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Список источников информации

  1. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учителя технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://katerina90.ucoz.ru/load/portfolio/moi_stati/integracija_urochnoj_i_vneurochnoj_dejatelnosti_uchitelja_tekhnologii/10-1-0-32, свободный.
  2. Медведева С. В. Предметная  неделя образовательной области «Технология» (методические рекомендации).  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416923/, свободный.
  3. Черноштан Н.В. Внеурочная деятельность по технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bezrukovoschool.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost_po_tekhnologii_chernoshtan_n_v/1-1-0-28, свободный.
  4. Юрочкина О.И. Неделя технологии в школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556262/

Фамилия, имя, отчество автора: Бакунович Людмила Алексеевна

Образовательное учреждение (место работы): МАОУ гимназия № 9

Должность: учитель технологии

Населенный пункт, регион: г. Березники, Пермский край

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос.

Последние комментарии

  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)
  • 9637366264: Здравствуйте. Спасибо Вам большое!  Вы перепутали мое отчество. Наталия Владимировна!

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля