Особенности влияния учителя начальных классов на формирование детского коллектива

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся [2, c. 13].

Классный руководитель организует разнообразную деятельность школьников: познавательную, трудовую, эстетическую, а также их свободное общение, являющееся частью досуга.

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления [2, c. 14].

Важно понять, что коллектив – это не арифметическая сумма личностей; его можно сравнить с интегралом, обладающим своими особыми свойствами, несводимыми к характеристикам отдельных «слагаемых» — школьников. Единство субъектной и объектной сторон детского коллектива как нельзя лучше отражено в известном «принципе параллельного действия», описанном А.С. Макаренко, который по праву считается основоположником целостной теории детского коллектива [3, c. 61].

Классному руководителю нужно знать и учитывать в работе с коллективом класса следующие аспекты:

  1. Школьный класс может изначально называться коллективом только условно и чаще всего не может стать истинным коллективом без специальной, целенаправленной деятельности классного руководителя.
  2. При осуществлении этой деятельности классный коллектив является объектом воспитания. Реализуя эту его роль, педагог должен ставить перед собой вопросы: что необходимо делать, какие задачи последовательно решать? Какие при этом применять методы и формы воспитания, чтобы класс развивался как коллектив?
  3. Становление класса как коллектива происходит в процессе развития его социально-психологических качеств: знать о них и уметь выявлять и корректировать их состояние в каждый конкретный момент – одна из важнейших задач классного руководителя.
  4. Социально-психологические качества класса развиваются позитивно в том случае, если совместная деятельность и общение в классе не только общественно значимы, но и основаны на общих для класса ценностях, т.е. значимы для всего класса и для каждого воспитанника.
  5. Объектная сторона классного коллектива неразрывно связана с его субъектной стороной: развиваясь под руководством педагога, детский коллектив начинает проявлять собственную активность по отношению к каждой личности в классе, к другим группам и личностям и к самому себе.
  6. Рассматривая коллектив как субъект социального воспитания, классный руководитель должен уметь ответить на вопросы: каковы его возможности (воспитательный потенциал) по отношению к каждому воспитаннику? Насколько он способен к саморегуляции? Как складываются его внешние связи, т.е. отношения с другими классами, людьми, школой? [3, c. 62].

Особенности влияния учителя начальных классов на формирование детского коллектива изучали Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Петровский А.В., Ясницкая В.Р., Демина Н.Д., Караковский В.А. и многие другие известные ученые. Можно заметить, что данным вопросом интересовались уже давно и по сегодняшний день данная проблема актуальна. Данный вопрос изучен со всех аспектов, но все же со временем исчез, например, такой способ формирования коллектива как поручения в классе и т.д.

Но в некоторых образовательных учреждениях данный способ формирования коллектива переосмыслен и переделан в соответствии с ФГОС. На смену школьных поручений и самоуправления в МАОУ НОШ № 200 (учреждение образования типа «начальная школа – детский сад») был организован орган соуправления «Династия».

Деятельность органа соуправления призвана способствовать формированию у воспитанников и учащихся социального опыта, готовности к самореализации, способствует сохранению здоровья, развитию их способностей и интересов.

Программа строится на следующих принципах:

  • воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям возможную самостоятельность;
  • обеспечивать смену ролей и деятельности учащихся и воспитанников, что ведет к развитию их умений, творческих способностей, выработке у них нравственных качеств.

Реализация этих принципов обеспечивает взаимодействие педагогов и воспитанников, которое основывается на взаимопонимании, диалогичности и предоставления самостоятельности в деятельности [1 ,с. 18].
«Планета-200» — это два континента, на одном из которых живут дошкольники (Геймеры), а жители второго континента — ребята младшего школьного возраста. На каждом из континентов есть города (группы, классы). Каждый город имеет свое название.

Планетой управляет центр управления планетой (ЦУП). Выборы в ЦУП происходят в каждой группе, классе 1 раз в полугодие. Из предложенных кандидатов выбирают одного, который и будет послом в ЦУПе [1, с. 19].

Управление в городе осуществляет палата Советников, которая не столько контролирует, сколько правильно организует жизнь в городе. Количество Советников зависит от количества направлений, по которым развивается жизнь в городе и на континенте в целом [1, с. 20].

Исходя из всего выше сказанного, коллектив совсем не просто сформировать. Класс первоначально нельзя назвать коллективом, его так называют условно. Каждый коллектив проходит ряд стадий, изменений, прежде, чем так называться. К сожалению, не каждый класс, даже спустя несколько лет можно назвать сформировавшимся коллективом. Формирование коллектива — сложный процесс и требует усилий не только со стороны классного руководителя, но и от желания взаимодействовать детей между собой.

Литература:

  1. Психолого-педагогическое содействие духовно нравственному самоопределению младших школьников: учеб.-метод. пособие /Под ред. Н.В. Калининой. — Ульяновск: УИПКПРО, 2014. — 96 с.
  2. Рожкова, М.И. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожкова. — М.: Владос, 2001. — 280с.
  3. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика / В.Р. Ясницкая. — М.: Академия, 2004. — 352 с.

Фамилия, имя, отчество автора: Мусатова Ольга Владимировна

Образовательное учреждение (место работы): МАОУ НШ № 200

Должность: учитель начальных классов

Населенный пункт, регион: г. Ульяновск

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля