Наблюдение за веткой ели (педагогический проект для детей первой младшей группы)

Проблемное поле проекта. Во время прогулки наблюдали с детьми за деревьями на участке детского сада, близстоящими деревьями. Внимание детей привлекла ель. Возникли вопросы: «Почему все деревья стоят без листьев, а елочка по-прежнему зеленая?», «Чем отличается елка от других деревьев?», «Почему елочку украшают на Новый год?», «Почему деревья зимой не распускают листья». Таким образом, у детей недостаточно общих и экологических знаний о ели.

Цели проекта:

  1. Вовлечение каждого участника педагогического процесса в активный, познавательный и творческий процесс.
  2. Формирование ценностного отношения к объектам живой природы на примере дерева ель.

Задачи

Образовательные задачи:

  • формирование познавательных интересов у детей, воспитание у детей основы экологической культуры (эмоциональное, бережное отношение к природе).

Развивающие задачи:

  • углубление и систематизация у детей знаний о живой и неживой природе;
  • развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
    опытным путем показать детям, что зимой деревья не умирают, а «спят»;
  • активизировать словарь детей: еловый лес, ёлка.

Воспитательные задачи:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
  • создание условий для детской познавательной деятельности.

Работа с родителями: вовлечение родителей в проектную деятельность, как наблюдателей за процессом исследования, установление партнерских взаимоотношения между детьми, воспитателями и родителями, оценивание результата наблюдения в презентации проекта.

Гипотеза исследования. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и развивает познавательные способности. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Ель – очень красивое и полезное людям хвойное дерево, которое используется для озеленения, в быту и является символом Нового года. Чтобы сохранить это дерево, необходимо знать его строение, особенности произрастания, разнообразные способы использования, полезность для человека и животных, а также познакомиться с образом ели, елки, елочки в произведениях искусства.

Проект был разработан и реализован для детей 2-3 лет.

Сроки реализации: с 20 декабря 2013 года по 24 января 2014 года.

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Образовательные стандарты:

Познавательное развитие: задача — воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, расширить кругозор и знание детей.

Ребёнок и окружающий мир: формирование представления об окружающим мире природы.

Развитие речи: формирование навыков использования в речи новых слов и выражений, обучение детей правильному построению предложения, заучиванию стихотворений наизусть.

Изодеятельность: развитие образного эстетического восприятия.

Систематическая работа в данном направлении способствует развитию у ребенка таких качеств, как:

  1. Любознательность.
  2. Сверхчувствительность «к проблемам».
  3. Словарный запас.
  4. Способность к оценке.
  5. Изобретательность.
  6. Способность рассуждать и мыслить.
  7. Настойчивость (целеустремленность).
  8. Требовательность к результатам собственной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у детей наблюдательности (узнают и называют ёлку в книжках, на картинках);
  • обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «зеленая», «колючая», «растет», «низкая», «высокая», и т. д.
  • воспитание нравственных и эстетических чувств;
  • активизация у детей интереса к исследовательской деятельности;
  • развитие личности ребенка, умения взаимодействовать друг с другом;
  • формирование у детей бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.

Планируемые сроки этапов реализации проекта:

1 этап – поисковый: 20.12.13 -22.12.13:

  • сбор, анализ и систематизация информации о строении и условиях произрастания ели, ее значении для человека и способах ее применения.

2 этап — аналитический: 23.12.13 – 26.12.13:

  • формулирование проблемы, цели проекта;
  • определение продукта проекта; составление плана деятельности.

3 этап – практический: 26.12.13 – 24.01.14:

  • организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей;
  • привлечение родителей к реализации проекта.

4 этап–презентационный: 24.01.14:

  • презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании.

Организационные формы работы над проектом:

НОД:

  • «Выросла ёлка» (формирование умения составлять описательный рассказ, развитие представлений детей о пользе ели для животных, способах украшения новогодней красавицы), (экология, коммуникация, социализация); 27.12.13
  • «В лесу родилась елочка» (формирование умения различать характерные признаки предметов с помощью анализаторов), (познание-ФЭМП, коммуникация); 10.01.14
  • «Ёлочка-красавица» (Формирование эстетических чувств и развитие художественных навыков); (художественное творчество, коммуникация, социализация); 20.01.14

Образовательная деятельность:

  • наблюдение за елочкой на участке детского сада, рассматривание ели, сравнение с другими деревьями; 26.12.13-30.01.14
  • проведение опытно-экспериментального исследования: наблюдение за веткой ели в стакане воды (показать детям, что деревья не «умирают зимой, а спят; деревья пьют воду»); рассматривание ветки ели в группе, сравнение с веткой березы; 26.12.13-24.01.14

Беседы с детьми:

  • «О пользе ели» (расширение представлений о пользе ели для жизни животных и птиц, познакомить с традициями использования елки как символа Нового года;
  • «Как елочку сберечь» (формирование представлений о правилах поведение в лесу с деревьями, расширять экологические представления об охране лесов, воспитывать любовь к родной природе);
  • «Кто может обидеть нашу ель, и как мы можем ей помочь?» (Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут навредить живой ели). 26.12.13-30.01.14

Чтение сказок, стихов о ели:

  • «Ёлочка» С. Михалкова, «Елочка» О. Высотской, «Хороший подарок» И. Токмаковой, «Елка в лесу» А. Барто, «Наряжаем елку» Т. Тонина, (развивать желание сохранять красоту природы, воспитывать сочувствие к маленькой ёлочке) 26.12.13 – 24.01.14.

Дидактические игры:

  • «Сделаем елочке иголочки» (развивать мелкую моторику, с помощью прищепок сделать елочки иголочки);
  • «Что есть у елочки» (закрепление знаний о строении дерева: ствол, ветви, корни);
  • «Расставь ёлочки» (упражнять детей в умении составлять ряд, развивать внимательность, мелкую моторику);
  • «Найди самую высокую ёлку» (развитие умения сравнивать несколько предметов по высоте) 26.12.13 – 24.01.14

Проведение пальчиковой гимнастики, физкультминуток:

  • «Наряжаем елку», «Елочка», «Идем в лес за елочкой». 26.12.13 – 24.01.14

Взаимодействие с родителями.

Форма проведения презентации: на педсовете ДОУ и на родительском собрании.

Проектная карта

Первая неделя

1. НОД — «Вырастала елка» (экология, коммуникация, социализация); 26.12.13.

Цели:

  • формирование умения составлять описательный рассказ;
  • развитие представлений детей о пользе ели для животных, способах украшения новогодней красавицы).

2. Наблюдение за ёлочкой на участке: «Вырастала елка»; 26.12.13.

Цели:

  • формировать у детей понятие, что елка независимо от времени года всегда зеленая;
  • упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (у неё тоже есть ствол, ветки, а вместо листьев – зеленые иголки; ель похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее).

3. Опытно-экспериментальная работа: ставим ветку ёлочки в стакан с водой; 26.12.13

Цели:

  • формировать у детей понятие, что елка независимо от времени года всегда зеленая;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение радоваться, любоваться елочкой.

Перед тем, как поставить ветку ёлочку в воду, нужно рассказать детям, что зимой деревья не умирают, а – «спят».

Прочитать стихотворение:

Меня в лесу всегда найдешь,
Пойдешь гулять и встретишь,
Стою колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

Дать детям потрогать веточку ели и спросить у них: «Какая ветка? Колючая, зеленая. Что на веточке? Иголочки. Какие иголочки?» (Колючие и т.д.)

4. Беседа с детьми на тему «О пользе ели»; 27.12.13.

Цели:

  • расширение представлений о пользе ели для жизни животных и птиц;
  • знакомство с традициями использования елки как символа Нового года.

5. Чтение и заучивание стихотворения «Елочка» О. Высотской; 30.12.13.

6. Дидактическая игра: «Сделаем елочке иголочки»; 30.12.13.

Цель: развивать мелкую моторику.

С помощью прищепок сделать елочке иголочки.

7. Проведение пальчиковой гимнастики, физкультминуток: «Наряжаем елку», «Елочка», «Идем в лес за елочкой».

8. Опытно-экспериментальная работа; 30.12.13.

Цель: Опытническим путем показать детям, что растения «пьют» воду.

Рассказать детям, что растения живые и зимой они спят, поэтому у них нет листочков. Но сегодня мы увидим, что когда становится тепло, деревья и просыпаются и пьют воду.

Утром вместе с детьми сделать заметку, сколько воды в стакане, а вечером сравнить насколько убавилось. Спросить у детей: Почему в стакане воды стало меньше? (Это значит, ёлочка выпила воду.) А что произойдет с ёлочкой, если мы не нальем ей воды? (Она засохнет.)

Вторая неделя

1. НОД «В лесу родилась елочка» (познание — ФЭМП, коммуникация); 9.01.14.

Цель: формирование умения различать характерные признаки предметов с помощью анализаторов.

2. Опытно-экспериментальная работа: наблюдение за веткой ёлочки в стакане с водой; 9.01.14.

Спросить детей изменилось что-нибудь или нет? (Ёлочка по-прежнему, зеленая и колючая.)

3. Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ели»; 10.01.14.

Цель: показать детям главные особенности живого дерева (ель на участке живая, у нее в земле корни, корни питают ее соками земли, в теплое время года дерево растет — у него появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее, ель издает аромат; игрушечная ель — искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней — она неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с нею можно играть).

4. Опытно-экспериментальная работа: наблюдение за веткой ели; 13.01.14.

Цель: обратить внимание детей на изменения, происходящие с веткой ели.

Спросить у детей пахнет ли ёлочка? Предложить понюхать. Стало заметно, что кое-где на ветках, начали отрастать мягкие зелененькие иголочки, похожие на маленькие шишечки.

5. Беседа с детьми на тему «Как елочку сберечь»; 14.01.14.

Цели:

  • формирование представлений о правилах поведение в лесу с деревьями;
  • расширение экологических представлений об охране лесов;
  • воспитание любви к родной природе.

6. Чтение стихотворения «Хороший подарок» И. Токмаковой; 15.01.14.

7. Дидактическая игра «Что есть у елочки» (закрепление знаний о строении дерева (ствол, ветви, корни); 16.01.14.

8.Наблюдение «Поможем нашей елочке».

Цели:

  • воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование;
  • дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

9. Опытно-экспериментальная работа: наблюдение за веткой ели; 17.01.14.

Цель: обратить внимание детей на изменения, происходящие с веткой ели.

На ветке уже начали отрастать мягкие зелененькие иголочки, они отличаются цветом и на ощупь (светло-зелёные, мягкие, ещё не колючие). Длина иголочек равна 1 см.

10. Проведение пальчиковой гимнастики, физкультминуток: «Наряжаем елку», «Елочка», «Идем в лес за елочкой».

Третья неделя

1. НОД «Ёлочка-красавица» (художественное творчество, коммуникация, социализация).

Цель: формирование эстетических чувств и развитие художественных навыков).

2. Наблюдение: «Чем прекрасна ель?»

Цели:

  • показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветвях, шишках;
  • учить детей любоваться деревом, разговаривать с ним.

3. Опытно-экспериментальная работа: наблюдение за веткой ели; 20.01.14.

Цель: обратить внимание детей на изменения, происходящие с веткой ели.

Отрастающие мягкие зелененькие иголочки, стали ещё длиннее. Иголочки подросли незаметно на 5 мм.

4. Беседа с детьми «Кто может обидеть нашу ель, и как мы можем ей помочь?»; 21.01.14.

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут навредить живой ели.

5. Чтение сказки С. Михалкова «Ёлочка»; 22.01.14.

Цель: развивать желание сохранять красоту природы, воспитывать сочувствие к маленькой ёлочке.

6. Чтение стихотворений» Елка в лесу» А. Барто, «Наряжаем елку» Т. Тонина.

7. Дидактическая игра «Найди самую высокую ёлку»; 23.01.14.

Цель: развитие умения сравнивать несколько предметов по высоте.

8. Наблюдение «Какая ель?»; 23.01.14.

Цель: уточнить представление детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели).

Рассматривание ёлки на картинках в книгах, на мультимедиа. Завершить наблюдение на прогулке путем тактильных действий.

9. Опытно-экспериментальная работа: наблюдение за веткой ели; 24.01.14.

Цели:

  • завершить эксперимент, сделать вывод;
  • сделать акцент на том, что зимой деревья живые, они просто спят.

Результаты наблюдений:

Веточка ели, поставленная в воду, начала давать почки через две недели. Еще через неделю появились маленькие иголочки, которые росли, и за семь дней выросли на 1  см, через три дня на 5 мм. Проведя экспериментальную работу, мы выяснили, что в тепле поставленная в воду ветка ели может дать новые иголочки. Также выяснили: иголочки у ели колючие и темно-зелёного цвета, а те, которые отросли, очень мягкие и нежные, светло-зеленого цвета. Наша ёлочка стала длиннее на 1.5 см.

Результаты работы представить родителям.

10. Проведение пальчиковой гимнастики, физкультминуток: «Наряжаем елку», «Елочка», «Идем в лес за елочкой».

Литература:

  1. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Просвещение.
  2. Василькова, Н. Праздничные сказки и сказочные праздники. — М.: Айрис – пресс-рольф, 2002.
  3. Гераскина, Л. Ожидание чуда. — М.: Воспитание дошкольника, 2007.
  4. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
  5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: младшая группа. — М.: Карапуз — дидактика, 2009.
  6. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.
  7. План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд.- СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 255 с.
  8. Шарыгина, Т.С. Деревья. Какие они?

Периодические издания:

  1. Воспитатель ДОУ: ежемесячный научно-методический журнал.
  2. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.
  3. Поиск: научно-методический журнал. — 2013. — № 3.

Фамилия, имя, отчество автора: Малыхина Елена Владимировна

Образовательное учреждение (место работы): МБДОУ «Бейский детский сад «Ивушка»

Должность: воспитатель

Населенный пункт, регион: с. Бея, Республика Хакасия

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос.

Последние комментарии

  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)
  • 9637366264: Здравствуйте. Спасибо Вам большое!  Вы перепутали мое отчество. Наталия Владимировна!

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля