Консультация для воспитателей по лексической теме «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»

Словарь

Цель: Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь: время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.

Глагольный словарь: наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

Словарь признаков: осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.

Словарь наречий: мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.

Грамматический строй речи

1. «Ответь на вопросы»

Цель: употребление в речи глаголов в разных временных формах.

ВЕТЕР:
Что делает? (дует)

Что сделает? (подует)
Что делал? (дул)

(Дождь льет, небо темнеет, листья желтеют, птицы улетают, трава вянет.)

2. «Один — много»

Цель: Образование множественного числа существительных в родительном падеже , упражнять в словоизменение.

Ветер дует, а ветры дуют …
Птица улетает, а …
Лист желтеет, а …
Дождь моросит, а …

Цветок увядает, а …
Холод наступает, а …
Лист падает, а ….
Урожай созревает, а …

Туча – тучи,
облако — …
лист – …
дерево — …
лес — …
птица — …
дождь — …
туман — …

Дерево — деревьев,
дождь — дождей,
фрукт — фруктов,
лужа — луж,
овощ — овощей,
урожай — урожаев,
листья — листьев,
сад — садов,
птица — птиц,
огород — огородов,
слякоть — слякоти,
зонт — зонтов,
лес — лесов.

3. «Большой — маленький»

Цель: словообразование.

Лист — листочек (гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок).

4. «Осенние картинки»

Цель: образование относительных прилагательных.

День с солнцем — солнечный день.
День с дождём — …
Лист берёзы — …
Ствол ели — …
Голоса птиц — …
Небо без облаков- …
День с ветром- …

5. «Составь предложение»

Цель: работа с деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь. Земля, трава, на, увядает. Желтеют, на, листья, деревья.

6. «Какой? Какая? Какие?»

Цель: подобрать признаки (не менее трех).

Осень (какая?) – …
Дождь (какой?) — …
Солнце (какое?) — …
Погода (какая?) — …

Лист с берёзы — …
Ягоды с рябины — …
Ветка с клёна — …
Ствол у осины — …

Иголки на ёлке — …
Ствол у сосны — …
Шишки на ели — …
Лист с тополя — …

7. «Четвертый лишний»

Цель: в каждой строке найти 4-й лишний предмет.

Клён, рябина, ель, тюльпан.
Берёза, дуб, шиповник, тополь.

Яблоня, смородина, черёмуха, рябина.
Осина, липа, дуб, ель.

8. «В лесу много чего?»

Цель: отработать умения подбирать существительные в родительном падеже множественного числа.

Не одна берёза, а много …
Не одна сосна, а много …
Не одна поляна, а много …
Не один пень, а много …
Не один куст, а много …

9. «Что не так?»

Осень наступила, потому что улетели птицы.
Дождь пошёл, потому что на улице лужи.
Дует сильный ветер, потому что гнутся деревья.
Прохладная погода, потому что люди тепло оделись.

8. «Назови листочек и ветку дерева»

У клёна лист – кленовый, а ветка — кленовая.
У дуба лист — … , а ветка — …
У берёзы лист — … , а ветка — …
У рябины лист — … , а ветка — …

9. «Сосчитай до 5»

Один дубовый листочек, два дубовых листочка, три …, четыре …, пять…
Одна берёзовая ветка, две берёзовые ветки, три …, четыре …, пять…

10. «Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дождь — дождик, дождичек,
солнце — солнышко,
лужа — лужица,
дерево — деревце,
ветер — ветерок,
лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка,
лес — лесок,
сад — садик,
птица — птичка.

11. «Скажи со словом «осенний»

Цель: согласование существительного и прилагательного.

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

12. «Назови, какая погода?»

Цель: образование качественных прилагательных.

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? Дождливая, …., ….
дует ветер, какая погода?— ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
сыро — сырая,
хмуро — хмурая,
солнечно — солнечная,
ясно — ясная.

13. «Скажи наоборот»

Цель: Закреплять умения в подборе антонимов, расширение словарного запаса.

Ярко — тускло,
ранний – поздний.

Летом солнце яркое, а осенью…
Летом небо светлое, а…
Летом день длинный, а…
Летом тучки ходят высоко, а…
Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а…
Летом люди одеваются легко, а…
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а…

14. «Сосчитай листочки»

Цель: закреплять умения согласовывать числительные 1, 2, 5 с существительными.

15. «В лесу»

Цель: упражнение в образовании множественного числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах.

У дома растёт берёза, а в лесу растут… (берёзы). В лесу много… (берёз).

16. «С какого дерева, чей листочек?»

Цель: образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными.

Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист.

Связная речь

1. Ответь на вопросы полным предложением.

— Какое сейчас время года?
— Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)

2. Скажи, какая это осень?

— Если осень наступила рано, то осень … (какая?)
— Если осень наступила поздно, то осень … (какая?)

3. Составь связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении; перескажи.

Прошло лето и наступила …
Дни стали… Подул… Стало… Люди одеваются… На деревьях… На землю… Моросит… Увядает… На юг… Люди собирают… Скоро наступит …

4. Игра «Составь предложение»

Цель: работа над деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.
Желтеют, на листья, деревья.
Земля, трава, на, увядает.
Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь.

5. «Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»

На клёне желтеют берёзовые листья.
Когда идёт дождь, то на улице сухо.

6. «Исправь ошибки»

Цели: поиск фактических ошибок, развитие слухового внимания.

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

7. Ответь на вопрос: «Какие деревья растут в лесу?»

В лесу растут осины, … (продолжить перечисление)
Хвойные деревья – это …
Лиственные деревья – это …

8. Выучить стихотворение.

На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь.
Сорвал листву с ветвей октябрь.
Укрыл листву снежком ноябрь».

8. Составление описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана. Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Цели:

— развивать слуховую память, связную речь.
— формировать умение передавать свое отношение к прочитанному;
— воспитывать познавательные интересы.

Осень

На дворе дождь, ветер, холодно.
Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «Смотрите, какой листочек красивый!»
Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унёс.

Вопросы:

1. Какая погода была на дворе?
2. Что увидел Саша из окна?
3. Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

9. Отгадывание загадок.

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Моторика

1. Хороводная игра «Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!

Дети (водят хоровод):

Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?

Ведущий: Принесла я вам муки —

Имитируют приготовление пирогов.

Дети: Значит, будут пироги.

Ведущий: Принесла вам гречки —

Дети: Каша будет в печке.

Ведущий: Принесла вам овощей —

Имитируют резание овощей.

Дети: И для супа, и для щей.

Ведущий: Рады ли вы грушам?

Дети: На зиму насушим.

Ведущий: Принесла и меду —

Разводят руки, показывая колоду меда.

Дети: Полную колоду!

Ведущий: А уж яблоки — что мед! На варенье, на компот.

Дети:

Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?

Ведущий: Дождику вы рады?

Дети:

Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет,
Тот сейчас водить пойдет.

Убегают, «прячутся от дождя».

2. «Осенние листочки»

Цель: развитие общей моторики.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

3. «Деревья»

Ветер дует нам в лицо, (дети обмахивают руками лицо)
Закачалось деревцо. (поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево — вправо)
Ветер дует тише, тише. (опускают руки, приседают на корточки)
Деревце растёт всё выше, выше. (тянутся на носочках, руки вверху)
Ветер сильный набежал, (энергично машут руками)
Много листиков сорвал. (перебирая пальцами, опускают руки)

4. Развитие мелкой моторики.

  • Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.
  • «Зашумленные рисунки». Какие листья, спрятались на картинке? Назовите их.

Фамилия, имя, отчество автора: Донцова Вероника Владимировна

Образовательное учреждение (место работы): БДОУ города Омска детский сад № 134 комбинированного вида

Должность: воспитатель

Населенный пункт, регион: г. Омск

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос.

Последние комментарии

  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)
  • 9637366264: Здравствуйте. Спасибо Вам большое!  Вы перепутали мое отчество. Наталия Владимировна!

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля