История возникновения, внедрения и развития инновационного масштабного кинопроекта «ВДКВР» для воспитания творческой личности современного подростка

На протяжении многих лет я занимаюсь подготовкой актеров к съемкам игровых фильмов и телепрограмм в детском творческом объединении «Теле-Кино» детского телевизионного учебного центра. Мой главный девиз в работе с детьми: «Развлекая обучать» (автор цитаты Сталь Шмаков). Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно.

Итак, добрый день, друзья! Если мы измеряем прожитые годы количеством лет, зим, прозвеневших весен, прошумевших над нами ливней, то почему мы не можем измерить свою жизнь в других единицах? Вы спросите, в каких?

— Например, свою жизнь можно измерить количеством удач, счастливых дней, числом друзей!
— Или числом городов, где человек побывал!
— Числом наград и поощрений за свой труд!
— Числом учеников, воспитанников, а их так много!
— Также прожитые годы можно измерить трудными ситуациями в жизни. Были, конечно, они в жизни и у меня, но всегда рядом оказывались верные друзья, близкие, родные и помощники.
— Годы, оставленные позади, можно измерить количеством интересных впечатлений, а их так не мало!
— Можно их измерить числом увлечений и любимых занятий! Числом любимых фильмов,  книг, а еще участием в творческих конкурсах и кино-видео-фестивалях!

Поэтому, наверное, и уживаются во мне рядом с ответственностью ребяческая удаль, детская непосредственность, живость, любознательность, искренность! А сохранить это, поверьте, мне помогают мои любимые ученики, помощники-киношники!

Для обучения  учащихся кино-видео-творчеству мною было разработано методическое пособие «Масштабный кинопроект «Возрождение  детского кино в России». В данной статье  материал  представлен под  названием «История возникновения, внедрения и развития инновационного масштабного кинопроекта «ВДКВР» для воспитания творческой личности современных подростков» .

В 2008 году родился сценарий специально для проведения 15-го Юбилея студии под названием Киномарафон: «Страниц и дней перебирая даты», который после круглогодичного проведения стал участником Всероссийского Конкурса «Педагогические инновации» и был награжден  в 2010 году Дипломом Лауреата и  Медалью «Вдохновение».

В последствии,  в результате дополнения и расширения  имеющееся пособие новыми заданиями для  ребят  и доработки творческих карточек учащихся, а именно, их ответов на вопросы Киномарафона, полученный материал приобрел  новое название: «Масштабный кинопроект «Возрождение детского кино в России». Авторская методическая разработка предназначена для всех тех, кому интересно создание фильмов и телепрограмм, а  также  дальнейший  просмотр полученного видеопродукта с детьми.

Ключевые слова проекта: инновации, история, научно-исследовательский  проект «ВДКВР», киновидеотворчество, кинопроцесс, кинодиспут, киновоспитание, видеоэкскурс, прогнозы будущего,  киноязык — экранная  культура, мини-рецензия на фильм, экспресс-интервью, актерские штучки, видео-летопись  кинообъединения, парад звезд ТМТК, Ода режиссеру.

Необходимость создания проекта «ВДКВР» продиктована, прежде всего, потребностью учащихся  в самовыражении  в  области  кинематографа. Кинопроект адресован, в первую очередь, творческой молодежи, интересующейся кино. В рамках проекта ежемесячно проходят кинопоказы, лекции, дискуссии, практические занятия, мастер-классы, которые объединены в единую программу обучения под названием «Киномарафон». Пройденное обучение дает возможность подросткам получить комплексное полное представление о киноязыке и кинопроцессе. На данный момент просмотрено свыше ста фильмов, которые созданы самой же мастерской за прошедшие двадцать лет своего существовании.

Прогнозируемые результаты работы с детьми в рамках проекта:

  • обучающие кинопоказы в рамках занятий по экранной культуре в соответствии с программой обучения;
  • участие созданных фильмов в разных  конкурсах и  кинофестивалях;
  • мастер-классы, семинары, конкурсы  по актерскому режиссерскому, операторскому мастерству для обучающихся;
  • создание учащимися  самостоятельных творческих проектов  (от сценария до съемки и дальнейшей обработки фильмов).

Полученные результаты работы с учащимися в рамках кинопроекта опубликованы мною в различных электронных  интернет-ресурсах, имеют постоянный адрес и  доступны для свободного просмотра и скачивания.

Публикации в интернет-ресурсах и печати 

Масштабный кинопроект был опубликован мною в электронном журнале «Образование. РЕГИОНЫ» в 2011 году.

Центр  педагогических технологий  им. К.Д. Ушинского «Новое образование» удостоверяет обобщение и представление авторского опыта работы по теме: Масштабный кинопроект «Возрождение детского кино в России» на Международном уровне (WPS), (ASW) № 300, 05.11.12 г., Москва.

Другие публикации:

Печатные  публикации  о теории и практике реализации кинопроекта:

  • Спиридонова Т.И. Масштабный проект «Возрождение детского кино в России» // European Science and Technology [Text]: materials of the III international research and practice conference, Vol. II, Munich, October 30th–31st, 2012 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2012. — С. 446-450.
  • Спиридонова Т.И. Масштабный  кино проект «Возрождение детского кино в России»: методическое пособие. — Великобритания, Эдинбург: Изд-во  научной  литературы  NOBEL PRESS, LENNEX CORP, 2012.
  • Спиридонова Т.И. Воспитание творческой личности подростка посредством рабочей образовательной программы «Начинающий актер игрового фильма» // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. заоч. науч.-практ. конф.29 октября 2012 г. — Ч. 1, 5. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012.
  • Спиридонова Т.И. Масштабный кинопроект «Возрождение детского кино в России» // Теория и практика современной науки: материалы VII Международной научно-практической конференции 3-4 октября 2012.  — Том 2 — М. : Изд-во «Спецкнига, 2012. — С. 315.
  • Спиридонова Т.И. Масштабный кинопроект «Возрождение детского кино в России» // Актуальные научные вопросы реальность и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической  конференции 26.12.12. — Часть 2. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. — С. 163.
  • Спиридонова Т.И. Масштабный кинопроект «Возрождение детского кино в России» // Дополняя реальность: XII Международный форум образовательных технологий. Сборник тезисов. — Щелково, ОНТО И-ПРИНТ, 2011. — С. 100.
  • Спиридонова Т.И. Методические материалы по кинопедагогике и медиаобразованию «Творческий практикум для составления мини-рецензии на художественный фильм» из Масштабного кинопроекта «Возрождение детского кино в России» // Детское кино детям: материалы научно-практической конференции третьего Тверского межрегионального кино-фестиваля. — Часть II. —   Тверь: Изд-во Твер.  ун-та, 2012. — С. 164.
  • Спиридонова Т.И. Масштабный кинопроект «Возрождение детского кино в России» // Сборник  докладов  участников  конкурса докладов  XII  Всероссийского интернет-педсовета. — Вып. 2. — М.,  2011. — С. 100.
  • Спиридонова Т.И. Масштабный кинопроект «Возрождение детского кино в России»: авторская книга  по требованию. — 2012. — 16 с.
  • Спиридонова Т.И. Тест-Киномарафон «Золотой  фонд  кинематографии» // Все для образования № 4 (15), май, 2012. — Раздел «Заметки педагога».
  • Спиридонова Т.И. «Школьные  истории»: 10-летнее путешествие тележурнала // Все для образования, октябрь, 2012. — С. 4. — Раздел «Гость номера».

Также я активно и увлеченно участвую в методической деятельности. Разработала пособие-тест  для  учащихся: «Программа определения уровня способностей учащихся в актерском мастерстве» (на основе авторской программы «Начинающий актер игрового фильма». Новичка, пришедшим в творческое объединение игровых фильмов и телепрограмм для детей и юношества ДТО «Теле-Кино» предлагается в начале учебного года пройти анкетирование:

  1. Из каких подгрупп может состоять группа учащихся? (начинающие актеры, активные учащиеся, робкие учащиеся, группа Лидеры);
  2. В изучаемых предметах какие должны быть включены темы? (сценическое движение — например: 18 час. сценическая речь, конкурсы актерского мастерства, этикет современного актера, актерско-психологический тренинг, история гримерного искусства, творческий практикум);
  3. Курс обучения длится пять лет,  что можно выделить главное для актера: основы актерской профессии, работа актера над сценарием, понятие современности актера, съемка в теленовеллах и телепрограммах
  4. А что главное для правильного перевоплощения актера: только этикет при взаимодействии в коллективе, только гимнастика чувств на съемочной площадке, отработка мгновенной мобилизации актера и сиюминутного творчества на съемке;
  5. Выберите из списка все, что не входит в обучение актерскому мастерству: участие в фестивалях экранного творчества, работа с костюмом и предметами реквизита, основы экранной культуры по оценке фильмов, творческий практикум по конкурсам актерского мастерства.

Сравнить  правильные ответы  на все вопросы можно на персональном сайте ДТОТЕЛЕ-КИНО в разделе «Программа по оценке обучения».

Такое обучение является первой ступенью в воспитании личности будущего актера, закладываются основы будущей профессиональной деятельности.

Представляю итоги своего многолетнего творческого труда; медали, награды, дипломы, благодарности:

  • Удостоверение Члена ОРК СПб с 2005 года;
  • Медаль ОРУ СПб с 2007 года;
  • Почетный Диплом UNIKA за увлеченную работу с подростками в кинематографе от 2007 года,
  • Медаль «Вдохновение — 2010»;
  • Медаль за вклад в развитие  образования — 2012»;
  • Удостоверение героя Энциклопедии «Одаренный ребенок — будущее России — 2012»;
  • Удостоверение Члена Российского Союза писателей — 2015 г.;
  • Международный паспорт члена Интернационального союза писателей, поэтов и журналистов — 2014 г.;
  • Лауреат «Всероссийской Доски Почета Учителей России — 2012»;
  • Медаль Делового Приема Учителей России — 2011»;
  • Победитель 1 степени Всероссийского конкурса Национальной Премии «Золотой Фонд Российского Образования — 2013»;
  • Благодарность от Министерства Образования Тверской области за научно-методическую работу в области кино педагогики и медиаобразования в рамках межрегионального кинофестиваля «Детское кино-детям!» в 2010-2012 гг. и в связи с 55-летием со дня основания Калининской модели кино образования 26.04.2012 года;
  • Благодарность от Издательства журнала «Регионы. Образование» за успешное участие в акции «Письма в Сталинград сделают наш мир добрее» и создание фильма, способствующего патриотическому воспитанию детей и молодежи;
  • Благодарность от организаторов Международного кинофестиваля «Сказка» за помощь, оказанную в проведении оценки  фильмов членами жюри;
  • Победитель конкурса «Вселенная. Учитель». Сценарий конкурса актерского мастерства «Теле-Ассорти» включен в сборник произведений XII Всероссийского интернет-педсовета, 2011 г.,
  • Победитель  по  предметам  в  конкурсе «1001 идея нестандартного занятия  с  детьми». Сценарий  «Сказочная  Нешкола»  включен  в сборник.

Также  расскажу  о самых дорогих подарках:

  • печатная статья от редакции журнала «Все для образования» о включении в проект «Лучшие люди образования  в регионах»  (№ 2 (11), октябрь, 2011);
  • печатная статья от редакции журнала «Регионы, Образование» в Международный день детского телевидения и радиовещания, в разделе «События, акции» (№ 2(13), март, 2012 г.);
  • набор учебных пособий и дисков от компании Softline.

А теперь поведу рассказ о созданных личных сайтах.

Я являюсь администратором двух персональных сайтов: ДТОТЕЛЕ-КИНО  и  ТЕАТР-КИНО.

Персональный сайт ДТОТЕЛЕ-КИНО был задуман для отображения обучения учащихся и моего участия  в интернет-конкурсах и проектах и создан 15.10.2010 г.

Персональный сайт ДТОТЕЛЕ-КИНО  зарегистрирован  в Международном союзе образовательных  сайтов «Веб-круг друзей» и является полноправным участником проекта. Сертификат № 531 выдан администратору сайта советом администраторов сайта Web-круг друзей 15.01.2012 г.  Сайт ДТОТЕЛЕ-КИНО № 20121129-01 признан администрацией  «Школьно-Студенческой Сети» качественным и полезным интернет-ресурсом и опубликован 29.11.2012 в каталоге сайтов в категории «Сайты  тематики», 20.03.2012 г. — в каталоге  образовательных ресурсов методического портала «Методсовет», 25.10.2012 г. — в каталоге образовательных сайтов Интернет-площадки ЦПТ им. К.Д. Ушинскогo «Новое образование. Банк Интернет-портфолио учителей России».

В 2012 г. сайт  ДТОТЕЛЕ-КИНО  принял участие в  ежегодном образовательном конкурсе сайтов  «Я учитель» в номинации «Сайт педагога», г. Краснодар.

С 2010 года занимаюсь вовлечением учащихся в киновидео-творчество именно через страницы сайта ДТО Теле-Кино и всегда рада приветствовать посетителей на выше названном сайте.

На другом персональном сайте ТЕАТР-КИНО,  созданном  10.06.2011 г.,  в фотоальбоме  Портфолио размещены  награды  педагога.

На странице сайта  Социальная сеть  можно познакомиться с некоторыми моими публикациями.

Также я активно повышаю свою квалификацию на курсах, семинарах, кинофорумах, научно-практических конференциях — личным присутствием и в дистанционной форме.

В 2011 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения   Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Основы web-программирования для школьного «сайто- строительства», выполнив  работу  по  теме  «Использование технологий  web-программирования при разработке образовательного сайта».

Также прошла курсы повышения квалификации в КОГОАУ ДПО (ПК) Институт развития образования Кировской области по теме «Информационные технологии  в образовании. Медиаобразование  в  общем, профессиональном и дополнительном образовании»  на базе  ВДЦ «Орленок»  на кинофоруме «Бумеранг-2012».

Приняла участие:

  • в  XII  Международном интерактивном форуме образовательных технологий «Дополняя реальность», в конференции «Российский опыт внедрения передовых аудиовизуальных и информационно-коммуникативных технологий в образование и науку»;
  • в XIII Международном  форуме «Интеллектуальное пространство» в РГГУ и школе-семинар «Интеллектуальные и адаптивные роботы»;
  • в  Международном фестивале деятелей образования «Сотрудничество, сообразование, сотворчество» в рамках Всероссийского интернет-педсовета;
  • в Тринадцатой международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании. Технологии «1С» для эффективного обучения и  подготовки кадров в целях повышения производительности труда», проходившей 29-30 января в Москве.

Воспитательная деятельность с детьми

aMrtaIc2ZpE

С 2005 года активно занимаюсь сопровождением детских делегаций  на киновидео-фестивали  по разные города России. Участниками были представлены такие видеоработы, как:

  • фильм-сказка «Друзья  природы» (демонстрировался  в «ЦДиЮТиЭ» на Всероссийском Кинофестивале туристской, краеведческой и природоохранной тематики «Алый парус» в городе  Кирове 19.11.2012);
  • игровой фильм «Несостоявшийся визит» (награжден призом и Дипломом II степени от Министерства образования и науки Удмурдской Республики, кинофестиваль «Шудкар», г. Ижевск,  06.11.2012);
  • фильм «А в остальном все хорошо» (награжден «За лучший фильм в жанре социальной сатиры», Международный фестиваль «Свирский МИФ» в городе Лодейное Поле, 17.10.2012 ).

Еще я провожу с детьми конкурсы  актерского мастерства. Ведь каждый конкурс, по моему мнению, — это праздник! Уместен вопрос: за что и почему дети так самозабвенно любят праздник? Для начала замечу: детство — это неповторимость, подаренная скупой фатальностью судьбы. Возможно, чувствуя это, дети и только дети так восторженно ждут и принимают праздники. Для них праздник в виде конкурса на марафоне — всегда выдающееся событие, всегда веселье, торжество, приятное времяпровождение и, конечно же, перерыв в однообразии учения. Любой грамотно сочиненный детский праздник, а тем более включающий кинопоказ фильмов по экранной культуре «развлекая, поучает».

Участие  в  иной  деятельности

Внедрение ИКТ. Разместила информацию информацию о себе, создала круг  друзей в Социальных сетях интернета: а именно: Какое оно, современное кино?;  ДТОТЕЛЕ-КИНО представляет (ВКонтакте); ряд персональных страниц: Живой журнал, Портал ПроШколу.Ru,  Фейсбук.

В свободное время принимаю активное участие в интернет-сообществах социальных сетях ВКонтакте: Кинокомпания ДТО Теле-Кино представляет; Какое оно, современное кино?; Клуб режиссеров и тех, кто хочет стать режиссером; Кино на Практике; Интересное кино; Будь режиссером; Международные кинофестивали; Современный кинемагограф: Молодежное интернет-телевидение YoungVision;  MoLodejj.tv — молодежный  интернет-канал; Кино для Людей!!!!!; Киносъемщики,все сюда!!!; Кино Поиск; Другоекино; Классика Мирового Кинематографа; Лучшие видеолекции: Образовательное учреждение; Город киномастеров; Сними фильм; Я-Киноед! OnLine; Лучшее киноменю Рунета; Rutube; Телеканал Просвещение» СМИ; Официальная группа  телеканала «Улыбка ребенка»; Педсовет; Конкурс докладов 12-го интернет-педсовета; Центр «СНЕЙЛ», дистанционные курсы; Абитуриент-2013 + Все для образования; Клуб  учителей «Открытие»; Рисуем раскадровки YOUARK СТУДИЯ; участвую в общественной жизни «Видео в Эфире».

Демонстрирую  учащимся  и  их  родителям  фильмы, созданных в ДТО  Теле-Кино»  и  размещенных  на  видеопорталах  и  видеоканалах  интернет-вещания: http ://www. youtube. com/user/teatrkiho feed

Эпилог

А в заключении я хочу сказать: из всех искусств,
Известно всем давно, важнейшее, конечно же, кино!
Не потому, что это Ленин говорил.
А потому, что в нем Герасимов творил,
Снимали: Михалков (Никита и Андрон),
Тарковский, Бондарчук, Шепитько, Ромм,
И Герман, и Сокуров, и Смирнов …
Да мало ли имен, прославивших кино?!
Талантливых людей, идейных, безыдейных!
Но начинать бы надо с Эйзенштейна,
Когда его трагический «Потемкин»
Прорвал своим лучом советские потемки.
Когда ж воспрянет, наконец, от гнета и преград
Российский умирающий прокат?!
Не нужен нам «интим» за сотни две «зеленых»!
Откроют пусть кино, где виден труд зеленых
(По возрасту) российских режиссеров,
Снимающих  талантливых  актеров!
Пусть будут новые Мироновы и Этуши,
Без спонсоров и всякой шоу-ретуши.
Нам не хватает Михаила Козакова,
Соскучились по Нонне Мордюковой.
Всем сердцем я за новое российское кино!
Пусть станет, наконец, народное оно!

Список  литературы:

  1. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. — М., 1994.
  2. Баженова Л.М. Основы экранной культуры. — М., 1995.

Фамилия, имя, отчество автора: Спиридонова Тамара Ивановна

Образовательное учреждение (место работы): ГАОУ ДПО "ТемоЦентр" Детский телевизионный учебный центр

Должность: педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории ГАОУ ДПО "ТемоЦентр" Детский телевизионный учебный центр», Член Российского Союза писателей, Член Интернационального союза писателей, поэтов и журналистов, участник проекта «Лучшие люди образования», лауреат Всероссийской Доски Почета Учителей России», герой Энциклопедии «Одаренный ребенок - будущее России», победитель Всероссийского конкурса Национальной премии «Золотой Фонд Российского образования»

Населенный пункт, регион: г. Москва

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля