ИКТ-технологии в педагогической практике

Современный мир по праву называют миром массовых коммуникаций. В современные дошкольные образовательные учреждения вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, электронные искусства. Дошкольникам приходится сталкиваться с постоянно растущим потоком информации, они испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно оценить полученную информацию.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

 Проблема применения ИКТ-технологий в ДОУ

Однако, несмотря на очевидные преимущества и перспективные возможности использования информационно-коммуникационных технологий, повышенный интерес со стороны педагогов и родителей к применению компьютерных ресурсов в развитии детей, данный процесс сопровождается рядом проблем.

Исследователи, изучающие развитие дошкольников, распространение информационно-коммуникационных технологий, культурные изменения в обществе, обучение в раннем возрасте, в своих работах описали различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь детей младшего возраста. В целом сделанные ими выводы таковы:

  • новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;
  • новые информационно-коммуникационные технологии в разной степени доступны детям дошкольного возраста;
  • отсутствует понимание и регулирование дидактических ограничений применения информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
  • родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире информационно-коммуникационных технологий, и какого сорта материал доходит до них через информационно-коммуникационные технологии;
  • возможности родителей обеспечить своим детям необходимый для их развития контекст и оказывать им поддержку не одинаковы;
  • многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым информационно-коммуникационным технологиям, чем в образовательных учреждениях;
  • педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах информационно-коммуникационных технологий и неуверенно пользуются ими;
  • уровень обеспечения дошкольной образовательной организации инструментами информационно-коммуникационных технологий различен и зачастую весьма низок;
  • общение родителей и педагогов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий детьми чаще всего отсутствует.

Исходя из вышесказанного, определены направления реализации работы по применению ИКТ-технологий в педагогической работы нашего  ДОУ «Золушка»:

  • формирование информационной компетентности участников образовательного процесса;
  • оснащение образовательного пространства средствами информационно-коммуникационных технологий;
  • применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Преодолеть сложившиеся противоречия возможно путем создания единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой будут задействованы все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, родители, дети.

Результативность  применения ИКТ-технологий в ДОУ

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно — коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии, анимационные мультфильмы.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации.

О чем же должен знать современный дошкольник?

Дошкольный образовательный стандарт — это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Подобранные электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.

Значение использования информационных технологий в процессе развития дошкольников

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Где же возможно применение информационных технологий в детском саду?

  • Использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
  • Использование информационных технологий в методической работе ДОУ.
  • Использование информационных технологий в работе с родителями.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Обучение детей работе на компьютере

Практическое применение ИКТ-технологий в педагогической работе ДОУ

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка.

В работе с детьми  по применению ИКТ-технологий педагогами ДОУ  были поставлены следующие задачи:

  • познакомить детей с компьютером и  компьютерными технологиями;
  • приобщать детей к миру информационной культуры, подготовке к усвоению идей информатики;
  • формировать навыки работы с персональным компьютером (программы Paint, Microsoft Word, PowerPoint, Windows Movie Maker и медиа-проигрыватель);
  • познакомить с основными принципами компьютерной анимации;
  • развивать логическое мышление, коммуникативные навыки, моторику;
  • пополнить словарный запас.

Рисунки детей в программе Paint

Литература:

  1. Горвиц, Ю.М. Новые ИТ в дошкольном образовании.
  2. Гушлевская, Г.С. Интернет в детском образовательном учреждении: для кого и зачем? // Детский сад от А до Я. — 2003.
  3. Кржен, Дж. Компьютер дома. – М., 1996.
  4. Калужская, М.В. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. — 2003.
  5. Лунева, Л.П. Правила безопасности общения с компьютером // Детский сад от А до Я.

Фамилия, имя, отчество автора: Брезгулевская Елена Борисовна

Образовательное учреждение (место работы): МАДОУ «Золушка»

Должность: воспитатель

Населенный пункт, регион: г. Ноябрьск, ЯНАО

Всего комментариев: 2

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля