{"version":"1.0","provider_name":"\u041e \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0442\u0430\u043b\u0430\u043d\u0442\u0430 \u0441 \u043a\u043e\u043b\u044b\u0431\u0435\u043b\u0438","provider_url":"http:\/\/talskol.ru","author_name":"ElenaLavr","author_url":"http:\/\/talskol.ru\/lichnyj-kabinet-2\/?user=67","title":"\u0424\u043e\u0440\u043c\u044b \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u043e\u0448\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0432 \u0441\u0432\u0435\u0442\u0435 \u0424\u0413\u041e\u0421 \u0414\u041e","type":"rich","width":600,"height":338,"html":"
\u0424\u043e\u0440\u043c\u044b \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u043e\u0448\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0432 \u0441\u0432\u0435\u0442\u0435 \u0424\u0413\u041e\u0421 \u0414\u041e<\/a><\/blockquote>\n

Формы организации обучения дошкольников в свете ФГОС ДО

Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.

Формы обучения бывают:

  • индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная и индивидуальная работа);
  • групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;
  • коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;
  • самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).

Форма организации обучения — ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.

С 1953 до 2010 года основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие.

Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия.

Для занятия был характерен ряд признаков:

  • на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;
  • занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;
  • воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.

Обучение детей в детском саду осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность включает в себя различные виды детской деятельности; игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, конструктивную, двигательную, музыкальную, изобразительную, восприятие художественной литературы и др.

На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно специалистами — музыкальным и физкультурным руководителями в специально оборудованных для данных видов деятельности помещениях.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, математической, изобразительной и др.). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Например, рассматривание картины или игрушки, освоение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности

Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности
Направленность на решение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение
Продолжительность в течение дня и количество в неделю (включая музыкальные и физкультурные занятия) Младшая группа — 15 мин.,
10 образовательных ситуаций в неделюСредняя группа — 20 мин.,
11 образовательных ситуаций в неделю

Старшая группа — 25 мин.,
13 образовательных ситуаций в неделю

Подготовительная группа — 30 мин.,
15 образовательных ситуаций в неделю

Форма образовательной ситуации Фронтальная и подгрупповая

 Обучение — составная часть педагогического процесса детского сада, которое может занимать разное место в режиме дня.

Особенности организации обучения в педагогическом процессе детского сада

Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах  Обучение в организованной образовательной деятельности
Стихийное обучение Целенаправленное обучение в режимных моментах
Ребенок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем(житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности
1. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.).2. Самообучение ребенка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях) Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение

Какова структура образовательной ситуации?

Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках, одной образовательной области (или вида деятельности), ее структура соответствует данному виду деятельности. Так, например, начало образовательной ситуации по образовательной области «Речевое развитие» (О. Н. Сомкова) направлено на мотивацию речевой активности детей. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые персонажи, внесение и демонстрация новой игрушки, создание проблемной ситуации, организация опыта и пр. Когда у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность, возникает необходимость в определении ее содержания. Для этого организуется познавательная деятельность ребенка на основе рассматривания предмета, игрушки, картины, слушания литературного произведения и пр. Воспитатель стимулирует собственные размышления ребенка, его догадки, желание обсуждать и делать выводы.

Следующий этап образовательной ситуации связан с обучением детей речевой форме. Воспитатель может использовать разные методы и приемы работы над речевыми формами: образец высказывания, план рассказа, моделирование, вопросы и пр. Заканчивается образовательная ситуация упражнениями детей в освоенной речевой форме — это детские высказывания, рассказы, рассуждения. При этом воспитатель дает оценку достижений детей, хвалит и мотивирует их, осуществляет диагностику и намечает задачи дальнейшей работы.

В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяется необходимостью решения задач разных видов деятельности и является более сложной. Например, в образовательной ситуации «Солнышко» детям старшего дошкольного возраста предлагается прослушать фрагменты сказок о солнце (как варианты можно использовать дидактические сказки Р. М. Чумичевой или фрагмент мифа об Икаре). Далее — послушать стихотворения и «описать» образ солнца, назвать самые «солнечные» слова, придумать «запахи и интонации» (мелодии) солнечной страны (солнца) — деятельность организуется с опорой на сенсорные коллекции (подбор из наборов лоскутов, цветной бумаги, фактурных материалов, мешочков с разными обонятельными наполнителями). В диалоге педагог активизирует детей пофантазировать на тему влияния солнца на живой мир: бывает ли солнце беспощадным? ласковым? что солнце дарует миру (тепло, свет) и чем его «дары» важны? как природный мир зависит от солнечных лучей (отобрать изображения зверей и птиц, активных в дневное время суток)? Детям предлагается найти «солнечные» цветы и растения (подсолнух, одуванчик) и пояснить их «сходство» с солнцем, проявления с его восходом (поворот соцветия вслед за движением солнца).

Далее педагог предлагает порассуждать над вопросом: «Как относятся люди к солнцу?», организует обсуждение пословиц, стихов, прослушивание народных песен. Можно предложить детям найти образы солнца в росписи предметов народных промыслов (круг), рассказать «истории» трех солнц и показать их изображения на прялках, наличниках. Объяснить причины преклонения человека перед солнечным светилом и силами природы. Предложить поразмышлять над тем, почему иногда говорят «солнечный человек» (понимание детьми образного выражения). Заинтриговать поиском «солнечных» предметов, блюд (блины, баранки и т. п.). Разобрать представленные в сказках и песнях образные описания солнца. Предложить детям найти искусственные «солнца» (солярий, лампа) и приспособления, помогающие сохранению «даров» солнца. Предложить «поймать» солнце (опыты с зеркалом: пускание солнечных зайчиков, рассматривание через желтое стекло, смешивание цветов для получения золотых, лимонных, янтарных и других оттенков, поиска эффекта радуги, создание «отражателя», зонтика и т. п.). В заключение можно либо направить внимание детей на выразительные образы солнца, созданные кистью художников (рассматривание произведений И. Грабаря, А. Куинджи, подбирать музыкальные фрагменты, звуки к «Солнечному образу», рисовать «Портрет солнца» или «Солнечную страну» — художественно-эстетическая концовка), либо обсудить «правила общения с солнцем» (как защититься от солнца, меры предосторожности и оказание первой помощи (на простых примерах) — содержание безопасности жизнедеятельности и здоровья).

Как показывает пример, в данной образовательной ситуации последовательно сменяют друг друга разные виды детской деятельности, организуемые на едином тематическом содержании. Происходит интеграция разных образовательных областей ФГОС. Каждая часть образовательной ситуации завершается созданием промежуточного образовательного продукта, относительно небольшого по объему.

Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя на ковре, передвигаясь по группе в поисках солнца в помещении группы, сидя за столами и пр.). Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например с использованием раздаточного материала. Такая организация образовательной ситуации способствует поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждению утомляемости, позволяет рассмотреть явление целостно, в единстве разнообразных связей и отношений.

С чего начинается образовательная ситуация?

В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения?
Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием общих учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать), привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Чем завершается образовательная ситуация?

Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации, и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаим¬ную оценку и самооценку деятельности.

Важно побуждать детей к эмоциональной оценке образовательной ситуации, самостоятельному высказыванию суждений, способствовать установлению связей данной ситуации с последующими видами детской деятельности (как можно применить полученные знания и умения, что еще можно узнать нового, чему еще предстоит научиться), это раскрывает детям перспективы, создает мотивацию для дальнейшего познания.

Диагностика осуществляется педагогом по ходу образовательной ситуации и направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.

Фамилия, имя, отчество автора: Лаврушева Елена Викторовна

Образовательное учреждение (место работы): МБДОУ «Детский сад № 257» г.о. Самара

Должность: старший воспитатель

Населенный пункт, регион: г. Самара

Да он, этот сайт . Пройди по ссылке.

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос. Сообщения, содержащие рекламные предложения, а также нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы и т.п. оставляются без ответа, а электронные адреса их авторов вносятся в черный список.

Последние комментарии

  • khalina.ol: Панно "Зимний вечер" выполнено в технике аппликация жгутами из столовых салфеток. О. В. Халина
  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля