Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Проанализированы проекты Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для лиц с ОВЗ, характерные особенности обучения данной категории учащихся, их возрастные новобразования. Выявлена и обоснована необходимость формирования регулятивных УУДу детей с ОВЗ с целью выпуска учащегося из начальной школы более успешного, социализированного, самостоятельного, целеустремленного с учётом их психофизиологического развития. На основе проведенного исследования автором предлагается градация регулятивных УУД для детей с задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью лёгкой степени.

Сегодня перед системой общего образования стоит задача — обустройство новой практики работы с особыми детьми — инклюзивное образование, которое позволит обеспечить доступность и качество большему количеству обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Сравним:

Образовательная среда детей нормы Образовательная среда детей ОВЗ
единая образовательная программа
адаптированная программа + программа сопровождения специалистов (дефектолога, логопеда, психолога);

педагогический щадящий режим;

соблюдение здоровьесбережения

групповая форма работы: группы постоянного и сменного составов  индивидуальный подход обучения;

обучение должно быть связано с реальной жизнью и носить практический характер;

многократное повторение

Включение во внеурочную деятельность: участие в кружковой, клубной работе, спортивных секциях, творческих студиях.

Актуальность проблемы

В нашем образовательном учреждении происходит ежегодный прирост детей с особыми образовательными потребностями. За 3 года их численность увеличилась в 2 раза. Мы реализуем адаптированные программы для детей с умственной отсталостью лёгкой и умеренной степенями, с задержкой психического развития. Как же быть с детьми с ОВЗ? ФГОС для этой категории граждан существует только в проектах.

Ежегодная диагностика детей с ОВЗ в начале учебного года показывает, что учащиеся с ОВЗ испытывают дефицит в положительной мотивации, в средствах коммуникации, в умении ставить цель, планировать ход деятельности и прогнозировать конечный результат, в умении строить межличностные отношения, испытывают дефицит умения применять полученные знания в новых условиях. Считаем, что под систематическим руководством учителя, узкого специалиста в системе многократного повторения действий, реализации алгоритма по образцу учителя, с переходом от обучающей помощи учителя к направляющей мы сможем сформировать некоторые аспекты универсальных учебных действий, которые помогут научить ребёнка с ОВЗ учиться   и жить в условиях современного общества.

Формирование умения учиться —  задача всех ступеней школьного образования.  Сущность  современного инклюзивного обучения — в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение ставить перед собой посильные учебные задачи; элементарно планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль с помощью учителя или без него по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты.

Таким образом, в системе учебно-воспитательного процесса нашего образовательного учреждения возникает необходимость в развитии специализированной деятельности, обеспечивающей действенную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, и целью нашей работы в направлении инклюзивного образования школы является: обеспечение доступности и повышение качества предоставляемых специальных образовательных услуг, способствующих формированию успешной в социализации личности.

Что нужно сделать для того, чтобы выпускник начальной школы, обучающийся по адаптированной программе, был успешным, самостоятельным, целеустремленным? Подбирая пути решения данной проблемы, мы столкнулись с нехваткой квалифицированных учителей и специалистов, с недостаточным оснащением кабинетов, в которых занимаются дети с ОВЗ, с низким уровнем учебно-методического обеспечения, с отсутствием КИМов и мониторингов, дающих возможность отследить формирование регулятивных УУД у детей с ОВЗ.

Пути решения проблемы:

1. Переподготовка кадров.

  • Педагоги, реализующие адаптированные программы для детей с особыми образовательными потребностями, должны пройти профессиональную переподготовку по специальности «Дефектология» не менее 500 часов, например, в НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» или ИПКиППРО в г. Красноярске.
  • Обязательным условием является – прохождение   курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования с подтверждающими документами установленного образца не реже одного раза в 3 года.

Рекомендуемые курсы:

— Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах 8 вида общеобразовательных школ (72 часа);

— Организация коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы (72 часа);

— Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС (72 часа);

— Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного (интегрированного) образования (72 часа).

  •  Участие педагогов в разработческих, научно-практических семинарах по инклюзивному обучению.
  • Обмен опытом в рамках работы школьного методического объединения, муниципальных, региональных гостевых обменах, работы стажировочных площадок, например, в г. Заозёрный, Красноярск.
  • Участие в профессиональных конкурсах разных уровней.

2. Привлечение творческого потенциала педагогов и родителей для улучшения оснащения учебных кабинетов.

  • Организовать спонсорство.
  • Организовать добровольное вложение родительских пожертвований.
  • Участие в грантовых проектах, например, «Доступная среда».
  • Использовать различные способы материального и морального стимулирования учителей.
  • Организация конкурса смотра кабинетов в рамках внутришкольного контроля на начало и на конец учебного года.
  • Организация совместной работы администрации и попечительского совета школы с расширением спектра рассмотрения возможностей усовершенствования коррекционно-развивающей среды в ОУ (нужды, имеющиеся средства, планирование расхода, сроки осуществления).

3. Использование различных форм работы.

В образовательном учреждении для учащихся с особыми образовательными потребностями необходимо предоставлять вариативные формы обучения:

  • специальные (коррекционные) классы;
  • классы возрастной нормы;
  • индивидуальное обучение на дому детей-инвалидов;
  • классы-комплекты по однородности дефекта.

Важным условием является создание частичной или полной универсальной безбарьерной среды, обеспечивающей детям с ограниченными возможностями здоровья полноценную социализацию и интеграцию:

  • внешний пандус,
  • парты с регулируемой рабочей поверхностью,
  • сенсорная комната,
  • массажный кабинет,
  • создание психологического барьера принятия особых детей сверстниками и взрослыми,
  • комплектация специальным оборудованием в кабинетах дефектолога, логопеда, специального психолога.

4. Использование эффективных приемов учебной деятельности для формирования регулятивных УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся с ОВЗ организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи;
  • организация взаимной проверки заданий;
  • учебный конфликт;
  • обсуждение участниками способов своего действия.

Средством формирования регулятивных УУД у учащихся с особыми образовательными потребностями служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
  • диспут;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки».

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);
  • формирование основ оптимистического восприятия мира.

Прогнозируем, что критериями сформированности у учащегося с задержкой психического развития регуляции своей деятельности может стать способность:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Критериями сформированности у учащегося с умственной отсталостью развития регуляции своей деятельности может стать способность:

  • к  элементарному целеполаганию, как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • к подробному  планированию под руководством учителя — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • к элементарному прогнозированию каждого этапа в отдельности — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • к контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • к внесению необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона под руководством учителя, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • к оценке — выделение и осознание учащимися с ОВЗ того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • к простейшей  саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Так как в основе обучения детей с ОВЗ лежит реализация индивидуального образовательного маршрута, принцип коррекционного обучения — от простого к сложному, то примерно данные регулятивные УУД по классам можно формировать так:

Регулятивные УУД для 1-4 класса ОВЗ (ЗПР)

№ п/п 1 класс № п/п 2 класс
1 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
1 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
2 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) 2 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)
3 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
3 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
4 Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 4 Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
    5 Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
    6 Оценка результатов своей работы

Регулятивные УУД — действия, дающие возможность ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оценивать успешность усвоения материала.

№ п/п 3 класс № п/п 4 класс
1 Организовывать свое рабочее место самостоятельно или под руководством учителя в соответствии с целью выполнения заданий
1 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя в соответствии с целью выполнения заданий
2 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) 2 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)
3 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве 3 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
4 Использовать в своей деятельности литературу, инструменты и простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 4 Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
5 С помощью учителя определяет важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе, жизненных ситуациях и внеурочной деятельности
5 Принимать и сохранять учебную задачу
6 Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
6 Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать
7 Корректирует выполнение задание задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе 
7 Самостоятельно   адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
8 Оценивает свои задания по параметрам, заранее представленным
8 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
    9 Различать способ и результат действия
    10 Оценка результатов своей работы
    11 Адекватно принимать оценку учителя
    12 Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы
    13 Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
  Выпускник должен   получить возможность научиться:

1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

3. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

4. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия вносить необходимые коррективы.

5. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку своим действиям, вносить соответствующие коррективы в их выполнение (с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей учащегося).

6. Выпускник овладеет всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане).

Регулятивные УУД для 1-4 класса ОВЗ (умственная отсталость лёгкой степени)

№ п/п  1 класс № п/п  2 класс
1 Организовывать рабочее место под руководством учителя 1 Организовывать   свое рабочее место под руководством учителя
2 Входить и выходить из учебного помещения со звонком
2 Входить и выходить из учебного помещения со звонком
3 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) 3 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
4 Пользоваться учебной мебелью
4 Пользоваться учебной мебелью
5 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) 5 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
6 Работать с учебными принадлежностями 6 Работать с учебными принадлежностями   (инструментами)
7 Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения 7 Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
    8 Частично принимать цели и включаться в деятельность на уроке


№ п/п 3 класс № п/п 4 класс
1 Организовывать рабочее место под руководством учителя
1 Организовывать своё рабочее место самостоятельно или под руководством учителя
2 Входить и выходить из учебного помещения со звонком
2 Входить и выходить из учебного помещения со звонком
3 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) 3 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
4 Пользоваться учебной мебелью
4 Пользоваться учебной мебелью
5 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) 5 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
6 Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) 6 Работать с учебными принадлежностями (инструментами, линейка, спортивным инвентарем)
7 Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения 7 Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
8 Частично принимает цели, включается в деятельность на уроке
8 Принимает   цели и включается в деятельность на уроке
9 Следует предложенному плану и работает в общем темпе под контролем учителя
9 Следует предложенному плану и работает в общем темпе
10 Принимает участие в учебной и внеурочной деятельности
10 Активно участвует в учебной и внеурочной деятельности
11 Принимает оценку деятельности
11 Контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
    12 Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами
    13 Принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев
    14 Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

Наиболее точным измерительным инструментом для исследования и оценки процесса развития универсальных учебных действий является внутришкольный мониторинг на основе входной диагностики, текущей (полугодовой) и итоговой (годовой).

Как полученную информацию может и должен использовать учитель?

  1. Диагностический материал — это реальный результат сформированности УУД учащихся класса, на основании которого можно понять, верно ли учитель выстраивает образовательный процесс.
  2. Результаты диагностики помогают увидеть проблемные направления формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на основе предметного содержания и внести корректировку в свою деятельность.
  3. Виден личностный рост каждого учащегося в целом, а также динамика развития у учащегося одних и тех же универсальных учебных действий на разных этапах мониторинга.

Фамилия, имя, отчество автора: Лузгина Елена Владимировна

Образовательное учреждение (место работы): МБОУ ООШ № 9

Должность: заместитель директора по УВР

Населенный пункт, регион: г. Канск, Красноярский край

Добавить комментарий

  1. Здесь вы можете отправить нам сообщение или задать вопрос.

Последние комментарии

  • teatrkiho: И СКАЗАЛА КРОХА собирает друзей на V Юбилейный кинофестиваль
  • ElenaBor: спасибо!
  • Ulini: Интересная и полезная статья, буду использовать в своей работе
  • admin: Наталия Владимировна, приносим извинения :)
  • 9637366264: Здравствуйте. Спасибо Вам большое!  Вы перепутали мое отчество. Наталия Владимировна!

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля